Существует абсолютная радость
Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг счастья для тех, кто несчастен: «Из несчастного стать счастливым»
– Что такое настоящее счастье? Большинство людей думают, что счастье – понятие субъективное. Допустим, собирает человек марки и от этого счастлив, или меняет половых партнеров и в этом его счастье, а кто-то считает, что его счастье в творчестве. Действительно ли счастье настолько субъективно, и человек может сам для себя его выбрать? Или всё-таки настоящее счастье это что-то единое для всех?
– Мне ближе категория «радость». Радость делает человека счастливым. Радость, на мой взгляд, абсолютна. Мой жизненный опыт заключается в том, что в какой-то момент я почувствовал невероятную радость. И она была такого масштаба, что единственным моим желанием в этой жизни было желание ею делиться. И я считаю, что когда человек обретает такое состояние, он не может лукавить, потому что к настоящей радости не могут быть примешана неискренность.
– Радость нельзя приобрести каким-то нечестным путем?
– Да, если человек эту радость приобрел, он это ощущает, и в этом состоянии может делать всё что угодно. Эта радость его защищает от совершения ошибок. В значительной степени, хотя конечно не до конца, поскольку человек подвержен искушениям. И как только к радости начинает примешиваться гордыня – жди подножки. Но никакого отношения к удовольствию радость не имеет вообще.
– Это противоположности – радость и удовольствие?
– Удовольствие – это то, что человек получает. Радость – это то, что он ощущает и дает другим людям.
– Но всё же чем они отличаются? Удовольствия – посмотреть кино, выпить вина, съездить в поездку, поиграть в игру? Чем они отличаются от радости?
– Это нечто, ощущаемое человеком независимо от обстоятельств. Радость приходит и начинает передаваться другим. Независимо от своего желания, человек начинает её излучать.
– С чем было связано ваше ощущение радости?
– Это было, в первую очередь, связано с обретением веры. Вера делает человека радостным. Я тогда еще не пришел к православию, к Церкви. Но я ощутил источник, который подарил мне полноту бытия. Хотя и до этого времени я был достаточно радостным и легким человеком, даже я бы сказал патологически общительным. Вся моя жизнь состояла из постоянного общения.
Я был рад тому, что в разговоре, в общении с людьми мог что-то им дать. Одновременно я учился у самого себя, совершенствовался. Я был в таком состоянии радости, что в ходе общения слушал сам себя, вместе со своим собеседником. Это было словотворчество, радость, связанная со словом.
Но со временем такое гиперобщение превзошло все разумные границы. Круг моего общения перестал контролироваться, я стал зависимым от общения с людьми. Многие могли бы это расценить как психическое расстройство, потому что человек не может общаться в таком объеме – он иссякает. Сейчас я не могу сказать, что окончательно утратил источник радости, но, к сожалению, то что он несколько иссяк это факт. Поскольку, в состоянии гордыни, я не заметил, как стал совершать ошибки, после которых к этой радости примешалась печаль. Но с течением времени, когда я пришел к вере, я осознал, что теперь это состояние радости я могу вернуть только через воцерковление. Тогда, давно – я получил эту радость в дар, а теперь чтобы ее вернуть, я должен её заслужить.
– О каких ошибках вы говорите?
– Эти ошибки были связаны, опять же, с общением – в том числе ошибки личного плана. До тех пор, пока я не построил семью, у меня были не так чтобы беспорядочные отношения с противоположным полом, но такие, что я оказывался от них зависимым. Это один из видимых грехов, который я уже в тот момент ощущал. Но, даже понимая, что ошибаюсь, – я всё равно позволял себе «зарываться». И со временем произошел сбой – перестали работать индикаторы, и я уже не мог различать, что такое хорошо и что такое плохо. Знаете, как это происходит – снимается защита, и ты несешься по течению, преисполненный иллюзией того, что всё идет своим чередом – всё легко и просто, ты по-прежнему ощущаешь радость и силу. Но это была несколько другая категория радости – она связана, в основном, с физическим здоровьем. Ты полон сил, ты можешь перемещаться в пространстве, даже совершать какие-то благовидные поступки, но через какое-то время начинаешь кувыркаться
– Есть даже такое понятие как «мышечная радость».
– Это очень точное определение того состояния.
– Когда произошло ваше воцерковление?
– Я был крещен в детстве. С тех пор я всегда знал, что я христианин, но не придавал этому большого значения, правда всегда носил крест. Мать всё время пыталась привести меня к Церкви, и я иногда бывал в храме. Конечно же, я получал пищу к размышлениям на эту тему. Что-то меня безусловно притягивало, но одновременно что-то не пускало. И только будучи зрелым, 30-летним мужчиной, вместе со зрелостью я обрел понимание христианства. С тех пор я не придавал значения другим философским направлениям. Это позволило мне избавиться от многих наклонностей – алкоголя, табака, привело меня к вегетарианству. Я прошел некий путь по расчистке своего пространства. Но и это еще не было приходом к Церкви. В возрасте 43 лет я венчался, впервые создав семью. Но мой брак оказался не прочным, и только спустя еще несколько лет, после рождения дочери я увидел единственно возможный для себя путь – путь к Церкви, что позволило мне стать более чутким, внимательным. Впоследствии, свои семейные неудачи я смог отчетливо увидеть как результат ошибок. Придя в храм, я ощутил защиту. Я долго пытался сохранить семью и осознал, что должен подчинить себя дисциплине. Это было первым шагом на пути полного обретения веры. Хотя и до сих пор я считаю себя лишь неофитом, который находится в самом начале пути к воцерковлению. Сейчас моя радость сродни радости возвращения блудного сына. Стоило придти к этому намного раньше.
– Что вы можете сказать людям, чтобы они задумались о своей жизни, своём пути?
– Человеку стоит быть очень внимательным к тому, что рядом с ним. Храм всегда рядом, но немногие люди идут туда в состоянии радости. Основная масса людей идет к Богу, когда им трудно. Может быть, это не совсем правильно. Счастливы те, кто был воспитан в рамках православной семьи и воспринимает причащение, Церковь – как само собой разумеющееся. Но люди, воспитанные вне веры, в определенный момент начинают что-то искать – и, как правило, находят всё, что угодно: эзотерику, оккультизм. И мгновенно, охотно на это подсаживаются. В то время как Церковь почему-то людей настораживает.
Я ничего никому не могу дать, кроме как поделиться своим опытом. Я не могу говорить – идите в храм сейчас, пока вы молоды. Я скажу о радости того, что пришел к Церкви сам. А ведь мог и не прийти, уйти в сторону. Но мне кажется, что у меня всегда была сильная защита, которая всё равно вывела бы меня на этот путь.
– Интересны источники восточной философии в песнях «Аквариума».
– Я не могу судить о творческих исканиях Боба (Бориса Гребенщикова). Он всегда был важен для меня как друг, как обаятельный, эрудированный и умный собеседник. Но еще в юности кто-то со стороны все время пытался объяснять и классифицировать его творчество. Мне было достаточно того, что мы вместе играем.
И самым увлекательным был процесс собственно игры. Но этот процесс закончился, когда появились компетентные люди, которые на всё навесили ярлыки, а мои соратники перестали относиться к этому как к игре. Это стало превращаться в предприятие. Участие в группе уже оценивалось как профессиональная работа, и я увидел, что для меня всё закончилось, и я не соответствую меняющимся требованиям. Стали приглашаться новые музыканты, и я вышел из состава группы. То ощущение внутренней радости, о котором мы говорили, сразу вскрыло мои противоречия с группой – я перестал ощущать радость от совместного творчества, перестал чувствовать сопричастность. Получилось так, что мои внутренние перемены совпали по времени с записью альбома «День Серебра». Хотя этот альбом я еще сопереживал. Мы репетировали у меня дома, играли, и без конца говорили. Вообще, для меня участие в группе было не только музицированием и времяпрепровождением, это было переживание, сопереживание, соучастие и сочувствие – мы хорошо чувствовали друг друга.
– Вы считаете себя сейчас счастливым человеком?
– Я обрел счастье, когда родилась моя дочь. И хотя моя семья распалась, о чем я очень сожалею, в некотором смысле я благодарен её матери, поскольку я обрел знаменатель. Распад нашей семьи, инициатором которого она была, привел меня к Церкви, и сейчас я готов к тому, чтобы обрести полную веру. Хотя я не уверен, что имею право считать себя полноценным христианином, я только учусь им быть.
© Realisti.ru
5013 |
Всеволод Гаккель |
Ваши отзывы |
Искренне рад за Севу (можно сказать я вырос на Аквариуме) сам считаю себя христианином, но чем старше тем больше я понимаю как мало я соответсвую этому званию. творчество А. вывело меня на новое восприятие музыки. (отказался от попсы) но в какой то момент группа перестала мне нравиться, а многие из моих знакомых наоборот стали ее слушать. теперь я понял, что произошло. спасибо.
Дима , возраст: 35 / 25.07.2008
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Счастье человеческое (Елена Коровина)
Парадоксальное счастье Купавиных (Дмитрий Семеник)
Женское счастье или Зачем нам дети? (Татьяна Головина)
Счастливых злодеев не бывает (Михаил Башаков)
Как подружиться с Жизнью, или Преодолеваем кризис отрицательного баланса (Дмитрий Пастернак-Таранушенко)
Чтобы стать счастливым, нужно стать смиренным (Дмитрий Семеник)
Чтобы стать счастливым, нужно стать социально позитивным (Психолог Александр Колмановский)
Чтобы стать счастливым, нужно стать свободным (Психолог Ирина Рахимова)
Все принимать и не делать зла (Татьяна Свешникова)