К верной цели налегке
Для тех, кто чувствует себя несчастным - онлайн курс-тренинг: «Из несчастного стать счастливым»
— Андрей Николаевич, считаете ли вы себя счастливым человеком и почему?
— Я не знаю, откуда взял это Константин Райкин, но однажды именно из его уст я услышал самое замечательное определение насчет того, что представляет собой счастье. Он сказал, что счастье — это не точка на карте и не цель путешествия, а средство перемещения в пространстве. И если говорить о том, хорошо ли я перемещаюсь в пространстве, и весело ли мне это удается, то могу сказать, что, вне всяких сомнений, я крайне счастливый человек. Оказалось, то, что я себе наметил когда-то, постоянно с Божией помощью достигается, и это доставляет мне огромное удовольствие оттого, что я понимаю, что все не напрасно, и мое путешествие по карте жизни не было бесцельным. Для меня нет большего счастья, чем осознание того, что все твои труды имели свое предназначение, не были напрасными, безрезультатными или случайными.
— Что мешает и что помогает достижению счастья?
— Достижению счастья мешает несоответствие вашего представления о своей жизни реальному положению вещей. То есть очень важен этот самый реализм. Перед тем как желать чего-либо и затем стремиться к этому, нужно трезво смотреть на источник нашего желания, на духовную его составляющую.
— Насколько, на ваш взгляд, счастье объективно или субъективно? Насколько каждый человек способен стать счастливым?
— Счастье определяется не внешними объективными обстоятельствами, а внутренним субъективным к ним отношением. Когда я был на Афоне, я был поражен тому аскетическому укладу жизни, который принят в монастырях. Там наглядно видно, что счастье наступает тогда, когда мы обретаем тот духовный инструментарий, который позволяет любому человеку быть счастливым в малом.
Расскажу коротенькую историю. Отец Макарий, мой близкий друг и во многом мой духовный наставник, монах одного из монастырей на Афоне, подарил мне греческие шерстяные четки. Я намотал их на руку и продолжил свое паломническое путешествие по Афону. Прихожу в один из монастырей, и подвизающийся там послушник, его зовут Роман, говорит мне: «Да это же четки Макария!» Я спросил у него, как он их узнал, потому что это были обыкновенные для тех мест черные четки, которые на Афоне носят многие. Он объяснил мне, что узнал эти четки потому, что сам сделал их для Макария, а заодно рассказал, что теперь у отца Макария больше ничего нет, потому что из личного имущества у него и были только эти четки. Правда, у отца Макария остался еще чайник, но он уже давно не пользовался им, поскольку чаепития запрещены игуменом, который обосновал этот запрет тем, что распитие чая производит много разговоров и суждений среди монахов, отвлекая их от созерцания и внутреннего делания.
Так вот, может ли быть счастлив человек, у которого остался один только чайник, которым он к тому же не может пользоваться? Отец Макарий, поверьте мне, счастлив. Он находится в таком духовном состоянии, при котором он не нуждается в куче вещей, окружающей и порабощающей обычного человека.
Мания потребления, навязанная нам западной культурой, разрушает ту простоту и свободу материального быта, в которых живут люди, озаренные внутренним светом. История православия говорит о том, что именно в пустыне человек порой обретает поразительное ощущение счастья, которое невозможно обрести в миру. Батюшка Серафим Саровский каждому приходившему к нему говорил: «Здравствуй, радость моя!» Любой человек, встреченный им, был для него радостью. Готовы ли мы радоваться каждому человеку, с которым встречаемся, невзирая на то, что он про нас думает, что он может для нас сделать и как он будет себя в отношении нас вести? А вот отец Серафим изменял мир своим внутренним озарением, когда душа его стремилась стать частью того великого, что называется волей Бога, когда его человеческая воля соединялась силой любви с волей Божественной и таким образом уподобляя его самого Богу.
Дело-то в малом: оставьте эту суету, и вдруг вы поймете, что малые радости ваших внутренних побед дают вам чувство такого удовлетворения жизнью, что все остальное, все эти железяки или тряпки и прочие статусные вещи, которые можно купить за деньги, становятся просто грудой хлама.
У одной знаменитой джазовой певицы есть поразительный альбом, который она назвала «Уйду голой». Странноватый парень, бравший у нее интервью и, видимо, хотевший блеснуть остроумием, спросил у нее: «Что означает этот эротический подтекст?» Зрелая, мудрая женщина посмотрела на него и сказала: «Я пришла в этот мир голой и уйду отсюда голой».
Мы ничего не возьмем отсюда с собой кроме одного: того счастья, которое мы сумели достичь и сохранить в своей душе, когда мы были в этом мире и каждый день собирали по крупинке то, что называется нашей совестью, нашей душой, и то, что будет жить вечно.
Как бы это ни грустно звучало с точки зрения обывателя, который боится не успеть насладиться еще чем-то, а потом еще чем-то и еще чем-то, счастье — это способ перемещения в пространстве. А перемещаться проще всегда налегке, чем тащить на себе тяжелые рюкзаки никчёмных вещей.
— Действительно, многие наши современники считают, что их счастье прямо зависит от того, смогут ли они разбогатеть или отдать долги, смогут ли они обладать теми вещами и удовольствиями, которые можно приобрести, имея деньги. Однако, многие наши современники, как и люди прошлых времен, страдают не только и не столько от отсутствия в их жизни денег или продаваемых за деньги вещей, но и от невозможности исполнить свои желания, не связанные с ними. Так, многие совершенно уверены, что их счастье зависит от того, смогут они или не смогут занять какой-либо социальный статус, вернуть себе здоровье, реализовать свои предполагаемые таланты…
— В моей жизни был один очень интересный эпизод. Когда-то, в девяностые годы, у меня было очень хорошо с деньгами. И мне почему-то очень-очень хотелось новый «Yaguar XJ», который тогда как раз только появился на автомобильном рынке. Он был таким фантастически красивым, неземным автомобилем, что совершенно поразил мое воображение, и я долго выбирал, какая же именно его комплектация и цвет мне лучше всего подойдут… В итоге Господь забирает у меня деньги.
Долгие годы потом мне до брезгливости противно было смотреть на деньги, я даже в руки старался их не брать, это правда. Потому что я достаточно нагляделся на то, как за них убивают людей, как из-за них люди превращаются только в подобие того, что я бы мог называть человеком. Очень болезненно это все было, но я пережил эту ситуацию и ее последствия. И вдруг мой сын, который тогда заканчивал университет, поразил меня фразой: «Папа, мне нужны деньги. Вот бы мне где-нибудь поработать, вот бы меня куда-нибудь устроить!»
Я говорю ему: «Нет, не так. Тебе не нужны деньги: ты хочешь работать. И совершенно не факт, что тебе будут платить». Он говорит: «Да нет! Мне нужны деньги, и поэтому я готов работать!» И тогда я отвечаю ему: «Понимаешь в чем штука: тебе нужно много — много разных нужных, полезных вещей. Ты торопишься жить. Ты торопишься выглядеть так, как выглядят твои более успешные друзья, у которых, предположим, более успешные родители. Не понимая одного, что именно сейчас, именно в этот период своей жизни ты можешь создать что-то такое, на что потом ты сможешь встать ногами, чтобы оттуда увидеть гораздо более далекие и высокие перспективы, чем те, которые ты видишь сейчас, глядя на калькулятор и стоя на полусогнутых ногах. Нужно делать что-то такое, что тебе очень нравится, и через какое-то время тебе начнут за это платить».
Насколько важно для самого меня в молодости было иметь дорогое пальто, дорогую машину, дорогие очки и Бог знает что еще! И вот я теряю состояние, и только когда я после этой потери полностью убедился в никчемности стремления к богатству и деньгам, Господь дает мне снова возможность зарабатывать. Теперь я зарабатываю действительно прилично, но с какой легкостью я отношусь ко всему тому, что меня сейчас окружает. Это больше не ранит мою душу, не довлеет надо мной, не лежит кирпичом на моем сердце. Но через что мне пришлось пройти для того, чтобы научиться разумно относиться к деньгам! Я постоянно повторяю на этот счет одно и то же: несколько лет назад я собирал бутылки на улице Ушинского, мне было нечего есть. Но я относился к этому совершенно спокойно, и совершенно не факт, что мне снова не придется вернуться на эту улицу за этими же бутылками.
Я взрослый человек, я реально понимаю, что все мы ходим под Богом и промысел Его о нас часто бывает для нас непостижимым. И я тому ярчайший пример. Когда я понял всю никчемность меркантильности, то там наверху, наверное, сказали: «Вот теперь это больше его уже не испортит. Ну, ладно». И, слава тебе, Господи, все у меня теперь в порядке. Все как у людей, что называется. Но только вещи и деньги больше не довлеют надо мной и, поцарапав машину, я не бьюсь в истерике на асфальте. Это всего лишь железяка, которая возит меня из точки «А» в точку «Б», сколько бы она ни стоила, как бы она ни смотрелась и ни называлась.
Поразительный случай мне рассказал мастер на кузовном участке: дедушка приехал на техосмотр, открыл дверь своей машины и в эту дверь врезался проезжающий мимо автомобиль. Он вышел, постоял, сел в свою машину и умер. Умер от расстройства, от переживания того, что его новую машину только что искалечили. Насколько же эта история была для меня шоком! Я понимаю: дедушка был стареньким, понимаю, что у него, видимо, было больное сердце. Но, тем не менее, его убила его машина.
Стоила ли она оставшихся этому человеку минут, часов и дней? Стоила ли она того, чтобы его радости нахождения с близкими на этой земле были прерваны столь трепетным отношением к этому куску железа? Мы уйдем голыми.
Что же касается достижений в профессиональной области или еще в чем-то, понимаете, самое основное — это не иметь свободного времени. Не в том плане, чтобы заниматься чем попало, а в том плане, что нужно торопиться. Я очень тороплюсь сделать что-нибудь, я даже не очень понимаю, на чем это основано и почему для меня это важно, но я убежден, что мне надо успеть сделать что-то еще, и это убеждение является для меня движителем жизненного процесса. Недавно Ваню Охлобыстина спросили: «почему вы постоянно мечетесь из одной ипостаси в другую? Вы постоянно пытаетесь таким образом себя найти?». Он ответил: «Да нет. Я просто постоянно себя нахожу, это совсем другое». Так и у меня. Я сам не люблю «многостаночников», я крайне подозрительно отношусь к людям, которые умеют все и всегда. Но сам ощущаю состояние счастья, когда ставлю перед собой невыполнимые, как кажется, задачи, прилагаю все возможные усилия и вдруг у меня получается то, что не получается обычно у большинства людей. Это действительно счастье. Но и оно не может быть конечным, потому что конец любого процесса означает деградацию, смерть по сути своей. Так вот, находится в постоянном счастье свершения, в постоянном счастье движения к чему-то большему, имея в душе достойные ориентиры нравственности и духовности — это самое важное в человеческой жизни. Находясь в таком состоянии, человек просто обязан быть счастливым.
Более того, уныние есть тяжкий грех, потому что оно означает, что человек сомневается в том, что все в его жизни происходит либо по воле Божией, либо по попущению Его. И он, по гордыне своей, начинает ныть и хныкать о несправедливости отношения к нему и о том, что он заслуживает лучшей или большей доли. Так вот, все по воле Божией. И по неверию нашему, по алчности, слабости и гордыне нашей Господь попускает совершаться вещам нам явно неприятным. Но я заметил одну поразительную вещь: чем более противным и вонючим является лекарство, тем лучше оно помогает. Так вот, Божественное лекарство столь очевидно помогает человеку стать лучше, что спорить с этим не представляет никакого смысла. Часто это лекарство имеет смертельную дозу для тех, кто не готов изменяться и принимает его как некое наказание, а не путь к улучшению собственной личности.
— Хотелось бы поговорить также о насущной для многих молодых людей проблеме, которая, как они считают, стоит на их пути к счастливой жизни: проблеме отсутствия в их жизни любви. Люди редко считают себя счастливыми, когда у них нет пары и их сексуальные желания не удовлетворены, особенно остро одиночество переживается в юности и в молодости. Насколько, на ваш взгляд, удовлетворенность в любви необходима для счастья?
— Я скажу крамольную вещь: понимаете, пока обретение пары является для вас важнейшей целью вашей жизни, пока вы считаете, что обязаны иметь самую красивую девушку побережья, и пока вы сгораете от желания и предчувствия плотской любви, вы эту любовь не сможете получить и не получите. Если, извините за вульгарность, посмотреть на поведение тех, кого считают сердцеедами и попытаться понять, почему у них так легко все получается, то станет ясно, что все дело в том, что они циничны. Их пресыщенная мужская составляющая не зависит уже от сиюминутного результата общения с какой-либо конкретной женщиной. И вот это почему-то и поражает женщин больше всего. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей», Пушкин.
Пока вы разговариваете с объектом вашего желания с некоторым высокомерием, это производит на женщину сильное впечатление и подтверждает, что да, перед ней альфа-самец, кем бы он при этом ни был и как бы он не выглядел, на какой бы должности не находился. Как только вы начинаете, сгорая от желания и трепеща от порывов нежной страсти что-то лепетать, то это дорога в никуда. Потому что женская психика устроена крайне странным образом: ей нужна ваша внешняя уверенность, чтобы понимать, что рядом с вами не дует и ее вместе с вами не собьет проезжающая рядом машина. Но как только она понимает, что является хозяйкой тому, кто пытается с ней познакомиться, и что от ее волеизъявления зависит настроение, состояние счастья и успешность жизни данного молодого человека, поверьте, она вытрет о вас ноги. В подавляющем большинстве случаев. Я понимаю, что этими словами я могу обидеть прекрасных дам, но я взрослый парень и давно уже здесь.
И я все больше убеждаюсь, что спокойное, ровное отношение к женщине, как бы вы себя по отношению к ней не чувствовали, является важнейшим залогом того, что у вас, возможно, что-то с ней состоится. Какие-то чувства, взаимность, семья, любовь, дети. Но если вы понимаете, что вам остро этого не хватает, и вы начинаете рыскать глазами вокруг, ища объект своей любви, то вы и потеряете именно любовь. Не похоть, не желания, а любовь, как высшую форму проявления человеческой души.
Любовь к маме, любовь к родине, любовь к товарищам и любовь к женщине абсолютно по сути своей идентична, это высшее чувство и высшая категория. Это то, что принес в наш мир Спаситель: он принес религию Любви. Что же до конкретно отношений между полами, меня поразила, когда я ее открыл для себя, одна мысль: любовь — это то, что остается, когда проходит влюбленность. Когда биохимия крови схлынула, остается составляющая высшего порядка. Любовь — это когда ты вдруг понимаешь, что обожаешь даже глупости человека, который находится перед тобой. Он совершает порой проступки или оплошности, странные, но такие умилительные, такие очаровательные в своей искренности, непосредственности!
Любая чрезмерность в чувствах и желаниях является следствием очарования, чрезмерное влечение к противоположному полу все равно прервется. Меня поразило одно исследование, хотя я не очень серьезно к нему отношусь. Речь шла о том, что изучался психотип людей, ставших жертвами нападения акул. Оказалось, что, как правило, эти люди были крайне ревнивы. Это были люди, которые бились за собственнические интересы к принадлежащему им, как они считали, человеку. Попущением Божием, они теряли в результате собственное тело, расплачиваясь тем самым за собственный грех ненависти к тем людям, которыми они обладали. Мне трудно судить о правомерности данного исследования, я не видел трех различных источников, подтверждающих его правоту, но в некотором философском смысле мне это все понятно и близко.
Еще раз говорю: ревность, страстное желание обладать другим человеком — это проявление слабости, потому что мы выражаем через них сомнение в собственных силах, собственном значении, и мы не верим при этом тому, кого, как мы считаем, мы любим. За все за это мы расплачиваемся сжигаемым сердцем. Потому что слабость и любовь как вода и масло, смешать их невозможно, по крайней мере, надолго.
Любовь дает силу. И всегда было так. С любовью Спаситель взошел на крест и простил весь мир с любовью, с любовью уйдя из него и оставив нам его таким, что и мы сами можем изменить его только любовью. И солдат, воюющий со своим противником, должен делать это, при всем цинизме этих слов, с любовью к тому, что он делает. Нет большего горя, чем убийство человека, и о нем придется молиться и каяться в этом до конца своих дней. А сладострастие и животная радость от убийства и ненависти к врагу — это уже слабость. Это уже антипод любви, антипод состраданию. Не жалости, а состраданию, когда человек страдает вместе с тем, кому плохо. Даже если это ваш лютый враг.
— На ваш взгляд, чем действительно необходимо обладать и кем быть, чтобы стать счастливым человеком?
— Нужна осмысленность своего существования. Осмысление, осознание, умоположение — три этапа работы сознания как такового. Мы, люди, обладающие сознанием, и обладающие бессмертной душой, понимающие, что вся наша жизнь — это эволюция этой души, должны и просто обязаны иметь необходимый духовный инструментарий. Я, человек религиозный, придерживаюсь православного взгляда на этот мир, свое место в этом мире и на то, что я должен в этом мире сделать. Я понимаю, что я — воин Христов, и мне собственными поступками придется менять этот мир, стяжая «дух мирен», и если мне удастся его стяжать, то сотни спасутся вокруг по слову батюшки Серафима.
И если я преуспею на этом пути, то мир действительно изменится. Мир всегда меняется именно вокруг тех людей, которые меняют сами себя. И именно эти люди находятся в состоянии счастья, потому что нет большего счастья, чем видеть собственные изменения в лучшую сторону, чем двигаться по тому пути, который ты однажды избрал, приняв его разумом и сердцем и делиться своей радостью с теми, кто тебя окружает. Щедрые люди получают гораздо больше, чем люди накапливающие. Отдавая свою любовь, отдавая собственные знания, мы всегда приобретаем гораздо больше, мы избавляемся от груза, который лежит на нашем сердце. Надо постоянно отдавать все то, что ты накопил в своей душе и уничтожать все то, что, как свинцовые гири, мешает нам двигаться дальше: злость, ненависть, алчность и гордыню, которая отнимает наши силы. Сильный человек — человек смиренный, в силу того, что ему не надо никому ничего доказывать. Ему не надо ни перед кем оправдываться. Это совершенно не обязательно, и даже категорически неприемлемо, в силу того, что единственный судья, являющийся авторитетным для человека верующим, это Господь на небесах. И суд Божий над всеми нами, и только он имеет значение.
— Андрей Николаевич, что бы вы могли сказать тем, кто сейчас по каким-либо причинам несчастлив и переживает тяжелые для себя времена, о том, какие шаги следует предпринять, чтобы выйти из этого тяжелого состояния?
— Понимаете, я не могу советовать кому-то что-то, потому что это было бы крайне высокомерно с моей стороны. Поэтому я скажу очень странную вещь, исходя из своего собственного опыта: чтобы начать движение в направлении счастья, нужно стать православным человеком. Придите в храм, не на службу, а просто так, между богослужениями, когда в нем особенно никого нет. Просто сядьте на лавочку и посидите. Почувствуйте этот воздух, разлитые в нем запахи. Задерите голову, посмотрите в высоту храмовых сводов, на фрески, где изображены Спаситель и Богородица. Вы поневоле ощутите ту благодать, которая и поведет вас за собой дальше. Я понимаю, тяжело прийти в место, которое вам не знакомо и даже пугающе. Вот почему я предлагаю вам познакомиться с ним в комфортном для вас варианте. Поверьте, вам захочется прийти еще, еще и еще, потом вам захочется прийти на службу, а потом вам захочется поговорить с человеком, который научит вас той духовной азбуке, без которой не прочитать священную книгу жизни. Которая укажет вам те духовные и нравственные ориентиры, по которым вы и проложите свой жизненный курс.
Ваши мечты — точки карте вашей жизни, которые вы вправе нанести на нее и потом пройти их, опираясь на свои силы. Грустно, если эти точки окажутся приобретением холодильника, стиральной машины, автомобиля или трехкомнатной квартиры, взятой в ипотеку. Все это придет к вам само, поверьте, придет. Гораздо важнее, что за человек в вашем лице будет двигаться по выбранному вами маршруту, чем то, что он с собой тащит.
© Realisti.ru
5880 |
Андрей Кочергин |
Ваши отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Чтобы стать счастливым, нужно стать смиренным (Дмитрий Семеник)
Чтобы стать счастливым, нужно стать социально позитивным (Психолог Александр Колмановский)
Чтобы стать счастливым, нужно стать свободным (Психолог Ирина Рахимова)
В погоне за позитивными эмоциями нет места истинному счастью (Психолог Мартин Селигман)
Чтобы стать счастливым, нужно быть деятельным (Психолог Людмила Ермакова)
Деньги и счастье жизни (Мария Машкина)
Счастье человеческое (Елена Коровина)
Парадоксальное счастье Купавиных (Дмитрий Семеник)
Женское счастье или Зачем нам дети? (Татьяна Головина)