Внутренняя сторона Ежика (встреча с авторами «Смешариков»)
Советское искусство считало нужным говорить и говорило с детьми — зачастую неправильно, дидактично, тиранично, пространно, но оно искало и иногда находило для них очень правильные слова и формы. С разрушением же советской культурно-идеологической матрицы дети в России оказались предоставлены сами себе — вернее, каналам Cartoon Network, Jetix и Nickelodeon. Здесь, на Среднерусской возвышенности, их теперь «никто не пасет»… Или почти никто: функцию пастуха возложили на себя в 2003 году авторы проекта «Смешарики».
Мы — бедные овечки, никто нас не пасет, мы таем, словно свечки, ля-ля-ля-ля-ля, — поет моя пятилетняя дочка Саша, выразительно поглядывая на монитор моего компьютера: мол, не пора ли уже закрыть все эти дурацкие ворды и гуглы и включить мультик. Хотя бы «Пса в сапогах», ну, пожалуйста, мама…
«Пес в сапогах» лежит на рабочем столе в папке «Советское» — вместе с «Простоквашино», «Винни-Пухом», «Карлсоном» и «Ежиком в тумане». Мы не то чтобы какие-то особые ретрограды и патриоты, наш ребенок приобщен ко всем сокровищам мировой анимации: она знает, что Миядзаки зовут Хаяо, и легко отличит просто диснеевский мультик от диснеевского совместно с Pixar. Мы вообще не так уж часто залезаем в папку «Советское». Но уж если есть волна посмотреть что-то свое, непереводное, то всегда обращаемся именно к ней. К чему еще обращаться?
— Ну, хотя бы вот это! — Сашин взгляд с профессиональной быстротой выискивает самое яркое, что есть у меня на столе, — диск со «Смешариками», которых я решила пересмотреть, прежде чем браться за статью. — Поставь мне «Смешариков», они ведь совсем короткие, а потом будешь работать свою работу!
«Смешарики» меня чем-то смущают. «Смешариков» не назовешь и Сашиным любимым мультфильмом: если ей их включить, она откроет рот и будет смотреть, но конкуренции с западным полным метром они не выдерживают. Когда я спросила ее, что она может сказать о смешариках, она ответила, что они «разноцветные, круглые, нормальные» и что «мультфильмы хорошие, но короткие, но много». Потом добавила: «Там сова, свинка, барашек, ежик… В принципе их можно узнать».
По большому счету Саша оценивает место «Смешариков» в современном культурном пространстве вполне адекватно: качественный сериал, простой для восприятия, яркий. Нормальный продукт для детей… Одно «но»: она пока еще не понимает, что это не просто нормальный, а единственный нормальный детский продукт в нашей стране. И, следовательно, уникальный. И она уж точно не догадывается, что его авторы поставили себе целью сформировать новый подход к российским детям и к детству.
Тело Ежика
— Вообще-то, при всей простоте они чертовски неудобные! У них нет позвоночника, шеи, головы, отдельной от туловища. Они просто шарики с ручками и ножками: попробуй добейся от них выразительной пластики, чтобы ребенок поверил… — Денис с говорящей фамилией Чернов, дочерна загорелый человек в бейсболке, главный режиссер «Смешариков», обводит рукой студийное пространство.
Любой ребенок сошел бы в этом пространстве с ума: огромная зала, где десятки (сотни?) людей сидят перед мониторами, на каждом из которых шевелятся или неподвижно висят смешарики или какие-то из частей их тела. Все это нарядное мельтешение, и вся эта лучащаяся желтым и сиреневым студия в заводском здании, и аравийский загар — все кажется миражом, болезненной гриппозной фантазией. Цветные пятна никак не хотят сочетаться с заводским комплексом на улице Чапаева, близ Петроградской набережной, вмерзшим вместе с улицей и набережной в непролазный петербуржский сугроб.
— Как сделать персонаж, который стоит, например, скрестив руки? Руки-то у него, во-первых, короткие, не дотягиваются, а во-вторых, там, где они должны сцепиться, у него рот находится, а у некоторых — пятачок. Постоянный обман — приходится просто намекать, что этот персонаж так стоит: например, взять его и на три четверти повернуть — кто его знает, как там руки сложены, но ощущение, что да, скрестил…
Мы идем вдоль компьютерных рядов; на одном из мониторов замечаю вдруг что-то жуткое: груда черно-белых скелетов, запутанных в паутине. Миловидная русоволосая девушка орудует мышкой, шевеля и переплетая черные нити.
— Это… что?!
— А, это для нашего полного метра. То, что называется CGI, computer generated image, — чтобы персонажи были объемными. Ну, вы разве не видите, что это?
Вглядываюсь в черные нити, и морок, наконец, отступает. Из клубка паутины вычленяются контуры мяча и еще футбольных ворот, что ли…
— А-а, это спортивный зал, да?
Русоволосая хихикает, Чернов остается невозмутим:
— Нет, это ежик в своей комнате.
Русоволосая что-то делает, и ежик является на мониторе — серый и обескровленный, но «во плоти»: он сидит за столом в своей комнате. Снизу виднеется надпись: ejik-body — «тело ежика». Чернов показывает, как работают функции «размер зрачка» и «сжимание глаз».
— А колючки можно загнуть? А в комнате что-то переставить?
— Нет, колючки заданы изначально… И интерьер тоже.
— Денис, а не скучно всегда в одних интерьерах? Комната, кухня… Не хочется иногда волшебства?
— Нет, мы сразу договорились, что это не сказка. То есть могут быть ситуации, близкие к волшебным, но они все равно должны мотивироваться правдой жизни. И среда у нас, да, чаще носит оформительский характер. Это некое место с бытовым оттенком, где персонажи решают свои маленькие или большие проблемы. На самом деле это довольно правдоподобная ситуация: люди ведь, как правило, решают свои бытовые и семейные проблемы на кухне…
Девушка опять что-то делает, и ежик-боди снова превращается в мохнатый футбольный мяч.
Все эти круглые боди придумал Салават Шайхинуров, ведущий художник проекта. С ним я беседую в просторном стеклянном аквариуме. Из соседнего аквариума на нас таращатся кислотных цветов плюшевые Бараши, Нюши и Лосяши.
— Если говорить про эстетику, передо мной стоял выбор: либо уходить в схематично-дизайнерскую сторону типа «Южного парка», либо в сторону советской анимации. Я нашел некий стык. То есть в итоге мы остановились на достаточно прорисованном варианте, но принцип знаковости остался, сами персонажи простые. Форма шара — это стремление к простоте. К абсолютной простоте. Таких персонажей может рисовать любой ребенок с двух лет: главное — замкнуть линию… Ну, и цвета — в отличие от советской традиции, когда персонажи были яркими, а фоны приглушенными, мы сделали максимально яркими и фоны, и персонажей.
— Вы воспитаны на советской анимации? Трудно было от нее отойти?
— Я получал художественное образование не только в России, но и в Бельгии, и в Варшаве. Однако воспитан я, да, на советских мультфильмах. Я на них вырос. Но мы живем в наше время и в нашей стране, и мы не можем звучать по-старому. Этот сериал — отражение нашего времени.
— И в чем это заключается?
— В том, что мы находимся в поиске. Сейчас в России такое межвременье… И это интересно.
— А есть связь между нашим «межвременьем» и отсутствием четко прописанного, детализированного мира, в котором живут персонажи?
— Да, возможно. Их мир условный, он так был задуман. Ну не могут дети жить одни, без родителей! Хотя вот в том же «Винни-Пухе» такая условность принимается: сколько лет Пятачку? Вряд ли больше десяти. А живет один. У наших героев нет четко прописанной социализации. Их мир искусственный.
— А смогут ли дети использовать опыт персонажей из этого искусственного мира в своем реальном, скажем, в районном детском саду?
— Да. Мир «Смешариков» искусственный, но без заигрываний и сюсюканий. Если в этом мире ударишь себя молотком по пальцу, тебе будет очень больно. Мы ни в коем случае не отрываем детей от реальности. Научить ребенка видеть другого человека, пытаться с ним договариваться и при этом оставаться самим собой — вот наша задача.
Непротивление злу
Большую часть серий «Смешариков» (230 штук!) придумал сценарист Алексей Лебедев. У Лебедева джип, и петербуржской зимой образца 2010 года это, похоже, единственное транспортное средство, при помощи которого можно выбраться с улицы Чапаева. Мы ползем через снежные сопки, двигатель тихо рычит, а я пытаю сценариста вопросами:
— Как говорить с современным ребенком? Что это за интонация?
— Им можно говорить даже самые сложные вещи, просто говорить нужно весело и предельно просто. Мне не очень нравится понятие «целевая аудитория»: малышу, мол, нужно то-то и то-то, подросткам — то-то, дамочкам за тридцать — то-то. По-моему, природа конфликтов от возраста практически не зависит, за исключением тех конфликтов, которые связаны с гормонами. А так все одинаково: предательство, жадность, подозрительность, ревность — что у трехлетних, что у тридцатилетних…
— Кстати о конфликтах: концепция «Смешариков» исключает антигероя.
— Я вообще не верю в злодеев. Их ведь обычно показывают в их финальной стадии. Финальная точка гнева — злодей. Когда произведение населяется немотивированным злом, антигероями, которые по непонятной причине хотят разрушить мир, это неправдоподобно. Вот если показать более раннюю стадию, злодея можно будет понять. Я считаю, что должен быть ясен генезис зла. Например, обида — она, смотрите, приводит вот к чему… У нас каждый из персонажей может стать ненадолго антигероем, слететь с катушек.
— А не сложно чисто драматургически без такой постоянной подпорки, как злодей?
— В роли злодея у меня может выступать судьба, погода… Я не нуждаюсь в одушевлении зла. Злодей как готовая данность только помешает раскрыть механизм конфликта. Потому что он уже здесь, его уже нужно срочно побеждать, срочно нужен супергерой, который в суперборьбе победит суперзло. А детям это зачем? Возможно, эта комиксовая культура и определяет их агрессивную ментальность. Когда ты ассоциируешь себя с суперменом, ты соответственно ждешь появления антисупермена, и у тебя должен быть готов для него ствол.
На узкой улице возникает затор: замурованные по обочинам в снежных саркофагах машины сделали дорогу однополосной, и встречный автомобиль начисто перекрывает движение. Мы стоим со встречным автомобилем лоб в лоб. Он более дорогой и, кажется, ждет, что мы и все, кто за нами, дадим задний ход. Лебедев безмятежно ставит ногу на тормоз.
— Терапия немыслима, злодея можно остановить только хирургическим способом, только дробовиком. Со злом бесполезно разговаривать, а вот с человеком, который впал в неадекват, можно и поговорить. Его можно успокоить, на худой конец дать ему что-то… Что нужнее ребенку? Ну, допустим, его кто-то обижает в школе. И вот он посмотрит про супергероя, произойдет у него выброс адреналина — и что? Он пойдет побеждать своего обидчика? Нет. Он даже не пойдет в секцию бокса записываться. А мы хотим показать, что можно вступить в диалог всегда, даже на пределе отчаяния. Вот у нас есть такая серия — «Гонки». В принципе это экшн…
Более дорогой, истерично взревев мотором, дает задний ход. Мы и все, кто за нами, торжественно продолжаем движение со скоростью пять километров в час.
— …Но в «Гонках» есть простой месседж: «Можно не участвовать в борьбе и победить». Это практически наше знамя. Основная идея «Смешариков»...
2525 |
Анна Старобинец Журнал "Русский репортер", №14 (142), 15 апреля 2010 |
Ваши отзывы |
У меня ребенок вырос без смешариков. И ничуть не жалею. Когда я впервые посмотрела смешариков, я была в легком недоумении. Не понравилось. Не понравились интонации общения, голоса героев, песни (какой-то шансон напоминало), не понравился "стёб". Зачем детям эти стебные шутки, которые так нравятся взрослым? От мультика "разило" картинами, которые снимаются в расчете и на взрослых, и на детей одновременно, и которые в итоге получаются "не совсем для детей". И интуитивно, посмотрев еще несколько серий, я от них отказалась. Альтернативой советским мультикам могу назвать из известных только Лунтика. Это чудесный добрый мульт именно для детей.
Ольга , возраст: 27 / 09.11.2012
мне очень нравятся Смешарики и действительно, это почти единственная альтернатива советским мультам
Татьяна , возраст: 38 / 14.08.2012
В смешариков глубоко не всматривалась, но мульт не захватил. А вот Лунтик совсем другое дело. Отличный формат для детей. Лучше пока не встречала.
Ал , возраст: 25 / 16.06.2012
Я тоже против того чтобы дети воспитывались на "Смешариках". Мультфильм абсолютно ничему не учит, никак не развивает ребенка. Раньше были другие сказки, которые современные дети с тем же интересом готовы смотреть, но часто вынуждены видеть то что показывают. Если уж говорить о современных мультфильмах, то куда лучше "Лунтик", там и смысл, и сюжет есть. Нечего даже сравнивать. А смотреть на пустые передвижения предметов, напоминающих шарики - это не только время терять, но и затуманивает развивающееся сознание ребенка, способствует умственному отупению. Детям всегда нужен пример, положительные герои, с характеристикой, поступками. К тому же, замечала сколько раз, где-то детям показывают "Смешарики", никто даже не смотрит на них (если только от скуки), а если бы сказку показали или какой-то мультфильм со смыслом, куда иной был бы эффект.
Ольга , возраст: 25 / 11.05.2011
Если ничего не путаю, известный детский психолог Т.Л. Шишова (материалы которой представлены и на этом сайте) дала однозначно отрицательную оценку "Смешарикам". Так то...
Тимофей , возраст: 25 / 08.05.2011
Самое интересное, что "Смешарики" часть проекта "Форсайт", который создан для установления для нового мира, где семью отменили, а детям вживят микросхемы в голову. Это официальная информация с сайта "Форсайта". Этот проект был представлен Россией в Китае на всемирной выставке. По сути мультфильм для формирования у детей мировоззрения противоположного христианскому.
Денис , возраст: 37 / 28.03.2011
Идея о том, чтобы дети стали как взрослые, на основании, якобы, факта, что все изменилось, на самом деле бредовая. От кого мы там отстаем, и в чем? Дети в Европе ужасно разбалованные, теперь уже даже в странах с исторически крепкими традициями, они просто \"безбашенные\" не поддающиеся воспитанию, не имеющие авторитетов, т.е. с абсолютно предсказуемой перспективой свернуть себе \"шею\",если не физически, в прямом смысле, так душевно! Отстаем от них - и очень хорошо. Наши дети гораздо более вменяемые \"ихних\", какое счастье!!! Нельзя заставлять детей идти во всем \"своим путем проб и ошибок\", нельзя давать не сформированной личности (а это как минимум совершеннолетие, причем не формальное)принимать основополагающие жизненные решения! Потому-что ребенок не умеет понести ответственность за свои решения, да и решения он не может принять качественно и полноценно, т.е. именно ответственно. Дети нуждаются в том, чтобы родители мудро направили их, определили пространство развития полноценного человека!!! Сам ребенок этого сделать никак не может, и это правильно и нормально. Это соответствует человеческой природе! И природа человека неизменна , внутри мы те же самые, что и первый человек, поэтому никакие \"новые времена\"(кстати, идеология Νew Age полна бреда на эту тему) не изменят потребности человека в крепкой семье. Бога отняли у общества,у детей.Если хотите, нравственный авторитет, теперь еще и родительский авторитет давайте устраним. Совершенно понятно, что это приведет к воспитанию \"нового человека\", который будет абсолютно управляем теми самыми, \"кто кричит сейчас из ветвей: жираф большой, ему видней\"!!! И ладно бы, действительно не понятно было что делать, но ведь все ясно с проблемами детства!!! Давайте решим проблемы семьи, и дети будут счастливы, и детских домов будет меньше, и разводов и абортов!!! Зачем тратить колоссальные усилия на псевдо-борьбу с проблемами-следствиями,когда нужно устранить причину проблем? По-моему классический советский Винни Пух тут уже все пророчески предрек: \"Это не правильные пчелы, они делают неправильный мед\"!
Александр В_К , возраст: 38 / 02.03.2011
Я очень люблю Смешариков.Лет этак с 10.Очень добрые мультики,но как я думаю,они стали немного портиться к концу.Первые 5 выпусков я смотрла с удовольствием,но потом появились серии с "плохими концами",которые попали в "игнор" моего сознания совершенно безсознательно... Я посмотрела о "детстве 2030" в интеренте.Знаете,что я Вам скажу?Этот проэкт входит в программу ювенальной юстиции!!!Советую почитать про неё в интернете.Мало не покажется.
Любовь , возраст: 13 / 21.02.2011
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Фильм-событие нельзя сделать по идеологической кальке (Сергей Шумаков)
Интервью с режиссером фильма «Остров» (Режиссер Павел Лунгин)
Форрест Гамп и герои нашего времени (Владимир Гурболиков)
Соединить обрывки времен (Кинокритик Лев Карахан)
Возвращаясь к «Солярису» (Владимир Гурболиков)