Юбка или брюки? (мнение третье)
Традиционно штаны и юбка использовались в большинстве европейских стран как символы, с помощью которых разграничивались мужской и женский пол. Характер штанов и юбки регулярно менялся, однако веками сохранялась граница полов, сконструированная с помощью этих простых символов. Несмотря на то, что словом «штаны» охватывается широкий спектр одежды (панталоны, галифе, брюки, бриджи и т.д.), исторически так сложилось, что этот тип одежды был символом именно мужского пола. Когда хотели подчеркнуть, что женщина обладает «мужскими чертами» (характером, физической силой), то о ней говорили: «Это мужик в юбке». В свою очередь женственного мужчину описывали как «бабу в штанах». В ХХ веке штаны во всех их вариантах стали терять эту символическую функцию, постепенно во все более широких масштабах заимствуясь женщинами. Первоначально это воспринималось как проявление смелости, как вызов, как неприличное поведение. Еще в 1960-е (а кое-где и вначале 1970-х гг.) были вузы, где девушек в джинсах, брюках не допускали на занятия. На рубеже тысячелетий эти представления о приличиях воспринимаются даже людьми самых консервативных взглядов как анахронизм. Если юбка осталась символом женского пола, то о брюках, джинсах этого уже никак не скажешь. Как и большинство других предметов, некогда «мужской» одежды они перешли в разряд «унисекс».
При выборе девушками одежды ключевой (но не единственной) референтной группой являются мужчины, в том числе студенты. Их взгляды, а иногда и словесные оценки – главное зеркало, в которое они смотрятся, выбирая одежду. "Если отвлечься от погоды, - говорит одна из девушек, то я больше предпочитаю носить юбку, причем покороче. Скрывать брюками мне нечего, потому что едва ли не с подросткового возраста я только и слышу от лиц противоположного пола: “Какие ножки!”. Иногда мне это начинает надоедать, и я надеваю брюки, но все равно подобные замечания меня веселят и поднимают настроение. Однако мужские вкусы развиваются в целом в одном направлении с женскими: брюки все больше признаются как привлекательная одежда. Правда, в отличие от девушек лишь незначительная часть студентов (4,7 % против 37,1 %) отдала однозначное предпочтение брюкам. Большинство (51,2 %) проявило гибкий подход: «Это зависит от обстоятельств».
Табл.: Мужские предпочтенияВопрос: « Вам больше нравятся девушки в юбках или брюках?» | Проценты |
В юбках | 26,8 |
В брюках | 4,7 |
Это зависит от обстоятельств | 51,2 |
Это не важно | 17,3 |
100,0 |
Вот некоторые мужские высказывания по этому поводу:
"Лично мне нравятся девушки во в меру укороченных юбках, либо в обтягивающих брюках, что очень хорошо приоткрывает (в первом случае) и подчеркивает (во втором) фигуру.
Вообще это зависит от девушки, идут ей больше брюки или юбки.
Не важно. Одежда призвана подчеркивать сексуальность девушки. Я смотрю на лицо, потом на поведение. Одежда – это не самая значимая часть".
Вопрос: «Если отвлечься от погоды, то что Вы больше предпочитаете – юбку или брюки?» | Кол-во человек | Проценты |
Брюки | 93 | 37,1 |
В равной мере и то, и это | 93 | 37,1 |
Юбку | 64 | 25,5 |
Затруднились ответить | 1 | 0,3 |
Всего | 251 | 100,0 |
Среди студенток университета брюки стали уже более популярной одеждой, чем юбки. Если же учесть, что более 37% не отдают предпочтения ни одному из этих типов одежды, выбирая их исключительно по ситуации, то ясно, что в холодное время в университетских аудиториях явно доминируют брюки.
Женские аргументы в пользу юбки
"Я предпочитаю юбку, т.к. в юбке девушка более женственная".
"Мне больше нравится носить длинную летнюю юбку, так как я привыкла в ней ходить, но иногда я надеваю джинсы. В юбке я себя чувствую гораздо комфортнее, так как с детства я привыкла ходить в юбке, кроме того, мне кажется, что парней привлекают те девушки, которые носят юбки, ведь известно, что мужчины любят глазами".
"Я предпочитаю носить короткую юбку и лишь изредка я могу надеть брюки. Мне нравится носить юбки, поскольку они могут подчеркнуть красоту моей фигуры, и в юбке я чувствую себя более уверенно. Юбка, это тот вид одежды, который могут носить только женщины и именно с помощью юбки можно наиболее подчеркнуть женственность. Брюки я надеваю в тех случаях, если я, например, собираюсь в поездку на поезде, поскольку в таких ситуациях этот вид одежды наиболее приемлем и удобен".
Аргументы в пользу брюк.
Выбор девушками брюк как предпочтительного типа одежды опирается на целый ряд аргументов:
"Вообще-то я больше предпочитаю брюки. Считаю, что это универсальная вещь для всех случаев жизни".
"В брюках более удобно и раскрепощено себя чувствуешь".
"Мне нравится носить брюки. Это очень удобная одежда. Иногда мне кажется, что в брюках я выгляжу лучше, чем в юбке".
"Брюки удобнее, по крайней мере не думаешь как бы не зацепить колготки".
Аргументы в пользу гибкого подхода.
"Все зависит от погоды. Если прохладно надеваю брюки, если тепло – юбку".
"Брюки удобны для повседневной носки. Лень возиться с капронами, они вечно рвутся. Надеваю, когда иду гулять в холодную погоду. А юбку надеваю летом, чтобы почувствовать себя девушкой, привлечь внимание противоположного пола".
"Да, юбка это более женственно. Но брюки же тоже могут подчеркнуть то, что нужно. Все от фигуры зависит. Красивым все идет, а нам приходиться выбирать".
"Я скорее предпочитаю брюки, чем юбку. Хотя нет, ну не знаю я. Даже если отвлечься от погоды, остается фактор учебы. На учебу ходить в юбке, по крайней мере, мне – некомфортно. Поэтому я больше предпочитаю брюки. А если брать не учебу, летнее время, то, конечно, я предпочитаю юбку, длинную или короткую, все равно. Просто потому, что ни говори, в юбке женщина более женственна".
С конца 1960-х гг. джинсы стали превращаться в элемент студенческой униформы. Сначала это произошло на Западе, затем в советских городах насыщенных иностранными туристами и фарцовщиками - буревестниками рыночных реформ, скупавших модную одежду у иностранцев и перепродававших их своим согражданам. В советское время в провинциальные вузы джинсы проникали в очень ограниченных размерах и представляли собой символ исключительности и столичности. Лишь с конца 1980-х гг., когда их стали довольно широко продавать в магазинах, они получили относительно широкое распространение. В 1990-е гг. городские рынки и магазины самых разных категорий стали предлагать эти товары в самом широком диапазоне цен. Именно в это время джинсы стали элементом студенческой униформы и в провинциальных университетах.
Особенно полюбились джинсы мужскому меньшинству, в целом менее озабоченному проблемой выделения из толпы и конструирования своей непохожести.
Табл.: Пол и ношение джинсов в университете, в %(N=380 чел.)
Потребление джинсов | Жен. пол | Муж. пол | Всего |
Носят джинсы | 61,9 | 83,6 | 100,0 |
Не носят | 38,1 | 16,4 | 100,0 |
Любая униформа удовлетворяет потребность в принадлежности к той или иной группе. Если купить джинсовую юбку стремятся не все девушки, то собственно джинсы имеются в гарберобе практически каждой девшуки и молодой женщины. "Мне кажется", - говорит студентка-историк, - "что у каждой современной девушки есть джинсы. Джинсы, по моему мнению, это самая молодежная одежда, очень модная среди молодых. Когда я надеваю джинсы, то чувствую себя уютно, комфортно, как в своей тарелке. Многие в СГУ носят джинсы и в джинсах чувствую себя среди своих". Джинсы выполняют роль символа удобства, моды и в какой-то мере – Америки.
Табл.: Ассоциативный тест «Джинсы» (N = 160 чел.)Ассоциации | Кол-во чел. |
удобство | 29 |
одежда | 24 |
синие, голубые | 23 |
брюки | 19 |
мода | 18 |
стильно | 10 |
Америка | 10 |
Джинсы – это товар, важной символической характеристикой которого является брэнд. Более половины опрошенных помнят фирму-производителя своих джинсов, треть отметила важность для себя знания торговой марки. Не многие виды товаров столь чувствительны к брэнду.
Табл.: Знание фирмы-производителя джинсовДжинсы каких фирм Вы носите? | Процент |
Указали фирму | 56,3 |
Не знаю, не помню | 43,7 |
Итого | 100,0 |
На студенческом рынке обозначились явные лидеры: «Wrangler», «Motor» и «Dallas». Приведенные данные не означают, что продукция этих фирм чаще всего покупается. Они говорят лишь о том, что среди фирм, которые запоминаются и ярлыкам которых придают значение, «Wrangler», «Motor» и «Dallas» - безусловные лидеры .
Табл.: Фирмы-производители(N=131 чел.)
Джинсы каких фирм Вы обычно носите? | Процент |
Wrangler | 26,0 |
Motor | 20,6 |
Dallas | 13,7 |
Lee | 5,3 |
Calvin Klein | 5,3 |
Golden Jeans | 3,1 |
Cardinal | 3,1 |
Boss | 2,3 |
Collins | 2,3 |
Diesel | 1,5 |
Stileman | 1,5 |
Другие | 12,2 |
Итого | 100,0 |
3936 |
Итоги социологического опроса |
Ваши отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Красота – не только в одежде (Модельер Наталья Валевская)
Привлекает красивый внутренний мир (Олег Вербило)
Ода юбке (Марио)
Об антиженском заговоре (Авраам Болеслав Покой)
Современная мода и виктимность (Нина Крыгина, профессор психологии)
Существует ли связь между модой и депрессией? (Брат)
Чтобы красота не рассыпалась (Ираклий Пирцхалава)
Прогулки с Ганнушкиным (Психологи Ирина Медведева, Татьяна Шишова)
АНТИкрасота (Светлана Хмырова)