Реализм – это не цинизм
Существует такое представление, что есть какая-то грубая нехорошая, реальная жизнь, в которой нет места сказке. И наоборот, что есть сказка, которая противоположна реальной жизни.
Например, кто-то читал, кто-то фильм смотрел: «Алые паруса». История про девушку Ассоль, дочку рыбака, которую все считали дурочкой, потому что она мечтала о том, что когда-то явится капитан на корабле с алыми парусами, влюбится, возьмет её с собой, женится, и они будут жить вместе всегда. Но в какой-то момент так и произошло.
Вот обычно такого рода сказочные истории противопоставляют правде. Многие вздыхают, говорят: в реальной жизни, даже если всё началось так прекрасно, Ассоль станет некрасивой, муж её разлюбит и т.д. Люди начинают себе представлять, как бы могла сложиться реальная жизнь этой пары. Примеряют, смотрят, сколько гадости и мерзости вокруг происходит. И говорят – всё было бы плохо. Потому что быт и человеческая природа обязательно всё бы испортили. Людям свойственно волшебное и романтическое заранее отделять от реальной жизни, а реальную жизнь заранее считать местом, где ты, как реалист, не должен быть рыцарем, не должен быть этим капитаном, который готов поднять алые паруса. Не должен верить, как верит эта Ассоль в то, что возможно чудо.
Так ли это? Разобьется ли счастье Ассоль и Грея об этот реальный мир? И от кого это зависит? Больше всего это зависит от их веры друг в друга. Да, их чувства будут меняться, их отношения не будут простыми. Это правда. Но если они верят, что они не случайно встретили друг друга, и не зря она мечтала, и не зря Грей шил алые паруса, если они будут верны своему выбору и будут каждое испытание, и каждую вдруг возникшую ссору, возникшую холодность, возникшую беду, вставшую на их пути трудность воспринимать как то, что просто нужно пройти, чтобы потом стать еще ближе, и глубже друг друга понять и узнать что-то друг о друге и о себе самих, то они преодолеют всё. И сказка всё равно закончится счастливо.
А если они поверят что всё побеждается житейским, если они станут циниками, то, конечно, их отношения обречены. Всё зависит от человека. Счастливую сказку делает человек. И делает не мечтательностью, а правильным отношением к другому человеку. А правильное отношение – это и есть подвиг.
Вроде бы, действительно, между романтической светлой сказкой и былью очень большая дистанция, да? И, тем не менее, зачастую сказка становится былью. У тех, кто в нее верит.
Могут ли люди любить друг друга всю жизнь и скончаться в один день? Могут! Петр и Февронья – русские святые. Они прожили вместе, любя друг друга всю жизнь и умерли в один день. И даже во гробе их не могли разделить. Их похоронили вместе. И сейчас можно приехать в Муром и в монастыре поклониться их гробу.
В нашей жизни всё может быть, если мы увидим в ней то, что она имеет общего со сказкой. В сказке нас испытывают чудовища, драконы, злые волшебники, разбойники, злодеи. Персонажи разукрашенные, разодеты нами в причудливые формы. В жизни мы их, естественно, не видим, да? В жизни мы видим совершенно другое: свою лень, усталость, равнодушие, нежелание делать то, что тебе говорят, страшную жалость к себе и нежелание тратить время на другого человека. Надо просто понять, что вот эти вещи и есть те самые злодеи, преодолев которых, ты совершаешь тот подвиг, который возвращает сказку в реальную жизнь. Если ты поймешь, что главное для тебя не то, что люди часто называют безумной любовью, потрясающими страстями и так далее. Не это сделает тебя счастливым и не это вернет сказку в твою жизнь. А понимание того, что за маленькими вещами: почтительным отношением к своим маме и папе, умением быть верным, неприятием собственной лени, страха и эгоизма.
За этим и скрывается настоящее рыцарство, настоящий подвиг. При таком отношении к жизни Бог человека награждает. При том, что тот может оставаться нищим, скромным, простым, внешне очень мало состоявшимся, малоуспешным как сейчас говорят, Бог может подарить ему настоящее счастье, и дать ему те самые сокровища, которые увенчивают в сказках Золушку и других героев. Порой без всяких внешних признаков этого. Это часть реальной жизни.
– Чтобы увидеть сказку вокруг себя, нужно самому вести себя так, как ведут себя герои этих сказок. Чтобы встретить принцессу, надо самому быть принцем?
– Да, надо быть принцем, и понимать что благородство принца, настоящее благородство, оно в очень простых вещах содержится, и что, может быть, в жизни мы не встретим драконов, но волшебство совершается в простых, самоотверженных движениях человеческой воли, человеческого сердца. Над которыми очень многие в окружающем мире, как в сказках, смеются и считают, что ничего настоящего не происходит, не верят в алые паруса. Сказка не наступит до тех пор, пока мы будем на стороне этих насмешников, пока мы не поверим в сказку и не станем себя вести как настоящие герои.
– Но как тогда вот отличить вот эту светлую сказку, от какой-то вот лживой мечты, которыми живет на самом деле очень много людей? Мечты о всякой «халяве», которая так же вредна, как циничный псевдореализм.
– Настоящую жизнь можно отличить тогда, когда ты начинаешь серьезно задумываться о других людях и думать о том, что ты можешь сделать для них, а не для себя. Вот. И когда ты начинаешь трезво видеть в себе вот те самые качества, которые отличают отрицательных или вообще «никаких» сказочных персонажей – тех, кто олицетворяет собой толпу. То есть людей, которые заняты собственными проблемами и только ними. Именно они и есть мечтатели о «халяве». Золушкина мама с дочками – это мы, это наше обычное состояние. А Золушка, которая ничего для себя не просила и даже боялась попроситься на бал, куда она имела все права пойти, и не сказала ни одного слова упрека своим близким – вот это настоящий герой. И не нужно ждать вознаграждения за свою любовь. И не нужно с жизнью торговаться. Нужно сделать героическую вещь – поставить себя хоть немножко ниже, чем люди, которые тебя окружают. И попытаться жить не для себя самого, а для них. Почти все сказочные герои потому и оказались сказочными, потому в сказку и вошли, потому что совершали что-то для другого. Умели терпеть ради него и умели любить. Не себя, а другого.
– Та же Ассоль ничего не сделала.
– Та же Ассоль любила своего отца, прощала своих односельчан. И верила. Когда ты не стремишься найти ничего, чтобы мне, МНЕ стало хорошо. Вот если ты вопреки логике не делаешь, не ищешь своего, то ты находишь. Если ищешь – ты теряешь. И в этом загадка. И в этом волшебство. Настоящее волшебство.
– Люди часто имеют большие иллюзии относительно самих себя. Не может ли так получиться, что человек на самом деле является кем-то вроде мачехи или её дочки, а воображает себя Золушкой или Ассолью? Вот как распознать, кто есть кто на самом деле?
– Есть такие слова у православного старца: «не презирай обыкновенного». Если вы попадете в сказку, то вы скоро привыкнете и обнаружите, что всё, что есть в сказке, с точки зрения героев – вещи обычные. Хотя они, попав к нам, бы удивились стиральной машине или электрической плите. И посчитали бы, что мы с вами живем в волшебном мире. Правильно? Поэтому «самое главное не увидишь глазами, увидишь сердцем», как написал Экзюпери.
Я привел этот пример не для того, чтобы вы поделили окружающий мир на мачеху, великана и принца, а чтобы вы поняли, что происходящее вокруг вас очень важно, и что вам тоже даны свои испытания, и что главный подвиг человека, как и в любой хорошей сказке, по-настоящему озаботиться другим человеком и помочь ему. Как, например, в сказке «Снежная королева». Для этого совсем не обязательно идти на серный полюс за снежной королевой в Лапландию. Иногда для этого нужно помыть посуду или сходить в магазин. Иногда достаточно не расстроить родителей. Иногда нужно отказаться от приставаний человека, который тебе нравится, но не хочет быть честным по отношению к тебе. Ради него сделать это, потому что совершённая подлость повредит в первую очередь тому, кто её совершает.
Нужно понять, тем не менее, что в сказке зло названо снежной королевой, а в жизни зло названо грехом и пошлостью. Но по сути нет никакой разницы. Делать надо одно и то же. Жить ради другого человека. И не совершать греха. И тогда окажется, что жизнь твоя будет сказкой, и другие вспомнят её как чудо. Этому в истории много примеров.
– Мне кажется в некотором смысле, что мы сейчас говорим о первичности духа над материей. Люди считают, что грубость вот этого реального мира довлеет над нашей жизнью. Мы же можем своим отношением к этим вещам совершенно изменить этот мир.
– Как мы мыслим, насколько мы понимаем мир – той стороной он может повернуться к нам. Но это не значит, что материальные вещи не существенны. Скорее наоборот, нужно понять, что как раз в них может скрываться что-то необычное и что-то важное. Нам кажется, что что-то важное происходит у рыцаря, у которого в руках щит и меч. И ничего важного не может быть у мамы с тремя детьми, которая подходит, чтобы еще раз постирать пеленки младшему. У неё нет этого таинственного щита и меча. Лишь эти противные куски материи. Не обманывайтесь, это и есть её волшебные щит и меч. Не презирайте обыкновенное. Умейте разглядеть это.
Просто отнеситесь с уважением к тому, что нам дано. Для тех, кто читает сказку, волшебно то, что внутри неё – ковер самолет. Для того человека, кто живет в сказке, волшебными были бы электроплита и стиральная машина. А на самом деле волшебство не в вещах, а в правильном отношении к жизни. Правильное отношение к жизни введет к подвигу.
Волшебство в том, что в жизни может быть смысл, и жизнь может оказаться не напрасной, не случайной так же, как в сказке события могут привести к удивительной победе. Жизнь может иметь, высокий смысл, несмотря на то, что вся жизнь состоит из внешне скучных и привычных для нас вещей.
– Говоря на эту тему, нельзя не вспомнить Дон Кихота, который жил в некоем вымышленном сказочном мире и с точки зрения окружающих прожил свою жизнь как неудачник. Был ил он неудачником? Если был, то в чем его ошибка?
– Хочу сказать, что ошибка у Дон Кихота есть. Уже давно фраза «борьба с ветряными мельницами» носит отрицательный смысл. Ничего хорошего нет в борьбе с ветряными мельницами. Дон Кихот не хотел видеть того, что мучает и по-настоящему тревожит настоящих людей, не видел душу настоящих людей. Он придумывал тревоги. Он сочинял людей, так же как многие рисуют себе образ любимого человека и не хотят видеть реального человека, о котором они вздыхают. Вместо того чтобы видеть, что это за человек и что нужно его сердцу. Это свойственно влюбленности, особенно в юности. Некая юношеская капризность не хочет любить настоящее, а придумывает себе что-то и в какой-то Даше или в каком-то Васе воплощает себе мечту о принцессе (о принце). Но при этом совершенно не хочет разбираться в том, что происходит в Дашиной жизни, или о чем переживает Вася. Это очень часто так бывает, и потом такой человек обижается, обнаружив, что герой оказался совсем другим. А обижаться тут надо только на самого себя. Вот эта часть донкихотства, она как раз и является ошибочной.
Другое дело, что когда писался роман, Сервантес собирался в нем высмеять рыцарские романы этого времени вот с этим рыцарством, благородством, борьбой со злом. Это было время, когда рыцарство уже отошло в прошлое, и рыцари вошли на страницы литературы, и это начало уже всех раздражать. Сервантес решил это высмеять. Но прошло время. Ну, всего какие-то 100 лет после написания, и вдруг оказалось, что уже никому не смешно. Что людям нравится то, что Дон Кихот верит. Что им плохо от того, что вера разрушена, и они сочувствуют даже тому, что он налетает на эти ветряные мельницы с копьем. И они не хотят смеяться.
Это очень хорошо. Это тоже некоторая правда о Дон Кихоте и о людях. Хорошая правда. Но в этом Дон Кихот и ошибался – в том, что он не хотел видеть реальных людей. Не хотел быть рыцарем, который борется за людей по-настоящему, а не бьет ветряные мельницы. Не туда обернулся.
14773 |
Владимир Гурболиков |
Ваши отзывы |
Извините, но реальность показывает обратное - сидеть на месте и прощать своих односельчан это не стремление к своей мечте и уж тем более не действие. Если в реальности так поступать, то каждый прожитый день только отдалит тебя от мечты. А логикой пренебрегать вообще опасно для жизни. Реальность чрезвычайно многообразна и описать её одной статьёй невозможно, но попытка хорошая и, в остальном, я с вами согласен. Потрясающая статья.
asoko , возраст: 24 / 30.04.2015
Хорошая статья. Всегда любила Алые паруса. И жду как Ассоль своего Грея. Кстати, Грей -это не бедный молодой человек в сказке. Все принцы-богатые. и настоящие девушки, как Ассоль, заслуживают прекрасных, порядочных и богатых Греев. Ни один бедный не увезет на своем корабле, Порше. Жить ради других? Помогать- да, чтобы себе же лучше было, совесть спокойна. Жертвовать- да в Евангелии написано, что Богу жертвы не нужны, а что нужно -перечислено. И жертва, отказ от собственной жизни (не беру крайние случаи, когда по-другому - никак, когда люди геройски -как, закрывший разорвавшийся снаряд, спас солдата. Это профессия офицера, в ней он гармонично совершил подвиг. А бросаться и отдавать жизнь свою ради постороннего человека(пусть твои близкие плачут, пусть у тебя профессия не спасатель, пусть этот человек живет, а ты -умер, человек, о жизни которого ты не знаешь, который сам, вероятно, пришел к такому...) Это глупо. Помочь пьяному без угрозы для себя, дать чаю бомжу зимой- это замечательно. Но жить ради других- где это сказано в Евангелии? Любите ближнего, как самого себя. Если человек себя не любит, не эгоист в меру, не ценит, то как он может любить ближнего. Ведь сказано, как самого себя. Значит, себя нужно любить. А любя себя, ни один здравый человек не будет жить ради других. Еще раз-помочь-да, любить других-непременно.
Я еще ребенок , возраст: 25 / 12.11.2014
Очень хорошая статья! Православная традиция несёт в мир очень много хорошего и правильных взглядов, доброту, прощение самопожертвование, заботу о других - то основное, чему учил Иисус Христос (на мой взгляд). Очень рад что православные традиции в России сильны, и желаю, чтобы они развивались, и становилось крепче в лице своих настоящих последователей. я буддист по вероисповеданию, считаю что все конфликты между религиями искуственны и происходят либо под знаменем религии, когда ради совсем других целей действуют нечестные люди (которые к сердцу религии (а иногда и вовсе к самой религии) не имеют отношения), либо из-за недопонимания, некоторого не правильного понимания, когда обращают слишком большое внимание на более второстепенные вещи (некоторых отличия в философских взглядах), а не на главное и из-за этого ссорятся. Это же мнение разделяют и другие буддисты (не все конечно, но это ошибка) и мой Учитель, благодаря которому я смог лучше и быстрее понять почему надо так относиться, что доброта везде доброта и она самое главное, а так же правильные принципы и нет причин не уважать другую хорошую традицию, тем более если есть за что, а православная традиция действительно очень этого заслуживает.
Сергей , возраст: 34 / 02.06.2014
Статья конечно интересная. Согласен, что верить нужно... В себя в свои мечты и цели. И работать для их достижения несмотря ни на что тоже нужно. Но вот чего не понимаю в этой и других статьях на сайте, так это и "жить для других, а не для себя". В нашем мире много людей только и хотят, чтобы другие жили ради них и если не защищать свое мнение и свое место, то наступят и даже не заметят. Не укладывается у меня в голове эта романтика.
Просто человек , возраст: 27 / 22.03.2014
Хорошая статья! Взглянул на все происходящее с другой стороны... со стороны альтруизма. Спасибо автору!
Сергей , возраст: 26 / 23.12.2013
Спасибо за статью! Она помогла сложить мозаику в голове. И мне понравился ваш подход к рассмотрению реальности в сравнении её со сказкой
Наталья , возраст: 23 / 13.11.2013
Правильная статья, у меня тоже большое горячее сердце, привет единомышленнику! )) - а главное порою, чтобы тебе доверяли, даже не замечали, не любили, а доверяли, не так ли? _) в этом ключ ко всему;-) И ворота ко всему:)
Ya! , возраст: 22 / 15.02.2013
Спасибо за глоток свежего воздуха
Пётр , возраст: 49 / 05.06.2012
статья понравилась. рассказывает о том чего не хватает многим людям. не понравился только пример с матерью стирающей пеленки. не вижу в этом аналогии с рыцарским мечом и щитом. она не совершает подвиг, по крайней мере со своей точки зрения, это больше проявление любви и заботы к своим детям.
krash , возраст: 20 / 29.05.2012
Дорогой Владимир, спасибо. Мне ваша статья очень помогла посмотреть правде в глаза. Дожить до 32 лет и вот понять что все беды и тяжелые проблемы только от того. что всегда заботилась только о себе-страшно, но пора уже.Да благословит вас Господь, спасибо!
лена , возраст: 32 / 25.04.2012
А Вы хороший человек и просто молодец, спасибо Вам за эти слова!
Семён , возраст: 100 / 01.01.2012
Спасибо за добрую статью. Такие вещи помогают ориентироваться в современном обилии не совсем нужной информации и, не теряясь, идти к намеченной когда-то цели.
Сергей , возраст: 25 / 14.11.2011
Спасибо за прекрасную статью. Появилось желание, стремление, а главное силы, чтобы менятся в лучшую сторону. Однажды, один мудрый человек сказал - "Чтобы изменить мир, достаточно, порой изменить одного человека, даже если этот человек ТЫ сам." Я хочу и буду меняться! Ещё раз благодарю за прекрасный стимул к прогрессу.
Cj Sergey Ileuv , возраст: 17 / 07.09.2011
Очень интересная статья. Но сложно воплотить в жизнь. Многие люди, для которых что-то делаешь, начинают этим злоупотреблять. А ведь любое дело требует каких-то сил, затрат.
Дмитрий , возраст: 29 / 16.01.2011
Спасибо за статью. Интересно и познавательно. Заставляет задуматся о жизни.
Ксеньюшка , возраст: 28 / 15.06.2010
Отличная статья! Помогла мне немного разобраться в себе и понять чего же я хочу в жизни. Но и с Лилей согласна, о себе тоже думать всё же надо, а то все просто будут пользоваться твоей добротой. Но в целом прекрасная статья. Спасибо)))
Катя , возраст: 19 / 22.12.2009
Поддерживаю мнение автора. Жаль, что не все это понимают или не хотят понимать.. жизнь была бы намного проще и приятнее. Спасибо за статью!))
Таня , возраст: 22 / 26.07.2009
Спасибо мне доставила статья удовольствие!
Алена , возраст: 31 / 13.11.2008
про дон кихота -да, полностью согласна, в остальном много вопросов и сомнений, моя практика показала что моей же жертвенностью манипулируют, злоупотребляют, а затем избавляются за ненадобностью, попользовавшись и завладев моим же... горько и обидно
лиля (лия) , возраст: 47 / 29.08.2008
Спасибо вот за такие содержательные статьи и мысли трезвые и умные. ведь не все еще отупели от жажды денег и всего материального . так светло на душе от Ваших мыслей . Так приятно что ест кто то кто думает не только об увеличении своего дохода любой ценой. Не все продается и не все покупается за звонкую монету . спасибо .
Амалия , возраст: 59 / 17.08.2008
Рад, что обнаружил серию таковых сайтов. Теперь есть грамотно истолкованные мысли, которые в голове вроде бы вертелис, но частичками, отрывками... Теперь можно смело вдалбливать ровесникам :)
Fum1toX , возраст: 18 / 10.08.2008
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Полный реализм не достижим (Дмитрий Семеник)