Игры недоброй воли
В последнее время врачи и психологи все чаще сталкиваются с такими пагубными явлениями как компьютеромания и игромания. Патологическое увлечение компьютерными играми и моделированием различных зрелищ (например, спортивных), ненормированная работа в интернете, длительный просмотр высококонтрастных картинок из множества мелких разноцветных деталей чрезвычайно опасны для здоровья. Злоупотребление компьютером — своего рода наркотик. Он сугубо отрицательно воздействует на тело, душу и дух как ребенка, так и взрослого человека. Что же происходит с тем, кто попал в «ласковые сети» компьютера?
Картина «компьютерной болезни»
Соматические расстройства проявляются в нарушении зрения, общем недомогании, ослаблении иммунитета и в болезнях, обусловленных сидячим образом жизни (геморрой, запоры и т. д.). Избыточный уровень электромагнитных полей и излучений провоцирует появление или обострение онкологических заболеваний. У беременной женщины возрастает риск выкидыша и внутриутробной патологии плода.
Сильно поражается и опорно-двигательный аппарат. Помимо остеохондроза позвоночника, выявлены так называемые профессиональные заболевания при плохой постановке кисти. Они отмечаются у художников, машинисток, мультипликаторов, пианистов, работников конвейеров и... заядлых пользователей компьютером. У последних это болезни, которые возникают из-за неудобного положения рук при продолжительной работе на неправильно расположенной клавиатуре компьютера:
— тендовагинит (воспаление сухожилий кисти, запястья и плеча);
— болезнь де Кервена (воспаление сухожилий большого пальца кисти);
— травматический эпикондилит (воспаление сухожилий предплечья и локтевого сустава);
— синдром канала запястья (ущемление срединного нерва руки).
Страдают также центральная нервная система и психика. Наблюдаются астено-невроти-ческие реакции: снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и, сна, усиление возбудимости и раздражительности, утомляемость, головная боль.
Крайне опасны и стойкие духовные нарушения в виду энерго-информационного воздействия компьютера на личность. Во-первых, это погружение в мир иллюзий и греховных страстей, а во-вторых, — психологическая зависимость от виртуальной (мнимой, искусственно созданной) реальности.
Профессор-невропатолог с большим стажем работы, иеромонах Анатолий (Берестов) утверждает, что человеку, сидящему у экрана компьютера, виртуальный мир порой кажется куда более реальным, нежели мир окружающий. Он входит в искусственную реальность, а та, в свою очередь, вживляется в его сознание, становится частью его «я». Со временем грань между выдуманным и существующим мирами стирается, и люди словно живут в двух мирах сразу. Отсюда — духовное раздвоение сознания на реальное и как бы виртуальное.
По мнению отца Анатолия, компьютерная программа «Киберсекс» заменяет естественную, физиологическую близость полов «на компьютеризированный онанизм и половые извращения». С помощью «Киберсекса» и взрослые, и подростки испытают сексуальные наслаждения в любой момент, с кем и как угодно. Действительно, компьютер реагирует, будто живой половой партнер, и уже не воспринимается в измененном сознании человека как бездушный прибор.
После того, как эта пагубная привычка сформировалась и закрепилась, создать крепкую семью или избежать развода проблематично. Желаем ли мы такого «счастья» своим близким?
Пребывание в лжереальности подкупает ощущением подлинности событий и переживаний. Чем больше иллюзия партнерства, тем контакт соблазнительнее. Поэтому общение с электронным «ящиком» опять же сравнимо с эффектом наркотического опьянения..«Растворяясь» в информационном потоке, мы попадаем в полную зависимость от него и теряем себя. Кардинально меняется даже среда нашего обитания. По известной шутке, «Васи нет дома; он — в интернете». Компьютер засасывает, как болото; его завораживающее действие подобно гипнотическому взгляду удава на кролика.
Компьютероман в силах оторваться от своего пристрастия лишь на короткий срок, чтобы удовлетворить физиологические потребности. Пребывание в кибёрпространстве порой достигает 14 часов в сутки. Если заядлого пользователя компьютером оторвать от излюбленного занятия, он уподобится наркоману в состоянии «ломки» — «...вплоть до некоторого сходства симптомов. Беспокойство, суета, рассеянное внимание, повышенная возбудимость, раздражительность — далеко не полный их перечень. Особенно удручает... чувство неполноценности, интеллектуальной инвалидности...» (см. Абрамов М. П. «Человек и компьютер: от homo faber к homo informaticus», ж. «Человек», 2000, № 4, стр. 133).
Условно говоря, посредством чудовищной духовной (небиологической) мутации человек разумный (homo sapiens) превращается в человека информационного (homo informaticus). Порождая мнимое чувство свободы, виртуальный мир разрушает личность или не дает ей раскрыться. Подчас мы ничего и не подозреваем. А ведь порой все начинается, вроде бы, с пустяковых, безобидных компьютерных игр, к которым ужасно легко привыкнуть!
Автор этих строк наблюдал одну семью, которую постигла тяжелая утрата. Отец попал под колеса грузового автомобиля и скончался. Родственники находились в шоке. Они не знали, сообщать ли об этом сыновьям, которым было девять и двенадцать лет, брать ли их на похороны. Сомнения взрослых вполне понятны: они боялись травмировать детей, хотели избежать истерик и т. д. На семейном совете решили все-таки дать мальчикам возможность попрощаться с отцом.
Дети вели себя на удивление спокойно, точнее равнодушно. Насколько могли, они осознали, что навсегда расстаются с папой. Однако ребята восприняли это довольно холодно, как обыденный сюжет их любимых компьютерных «стрелялок»: «Подумаешь, папа умер?! Ничего страшного! Продолжение смотри в следующей серии». Приученные к ежедневным смертям на экране монитора, они начали относиться к гибели человека с изрядной долей цинизма и черствости.
Что означает такая реакция? Она не имеет ничего общего с мужественным перенесением горя. Скорее всего это первый признак «окамененного нечувствия» и эмоционального выгорания. Излишне говорить, что такие дети вряд ли станут поминать души своих покойных близких. Они не будут помнить о смерти, как того требует добродетель, и молиться о даровании христианской кончины. Кто же вырастет из них, если ничего не исправить в их воспитании?
О деструктивном воздействии различных «стрелялок» предупреждают многие авторы. Так, по мнению сотрудницы Фонда «Нарком» Т. В. Адамовой, вид на экране обычно соответствует собственному зрительному восприятию, кровь на экране после выстрела кажется вполне реальной. Задачи героя и игрока совпадают — уничтожить как можно больше врагов. Значит, играющий не просто видит героя, но сам превращается в него. Поэтому сцены насилия разрушают психику и провоцируют агрессивное поведение. Отождествляя себя с героем игры, ребенок получает возможность своеобразной самореализации в виртуальном пространстве. Игра позволяет принять на себя роль другого и стать тем, кем в реальной жизни стать нельзя. При этом завидные сверхкачесва, присущие игровому персонажу (смелость, силу, ловкость, необычные способности и пр.), дети и подростки автоматически проецируют на себя. Возвращение же в реальность мгновенно лишает этих возможностей и делает беспомощным перед насущными проблемами.
Исследователи анализируют основные мотивы компьютерной игры младшего школьника. Это — желание получить удовольствие, развлечься, чем-то занять себя, избавиться от скуки, «убить время» и достичь чего-либо важного, значимого. Дети отмечают: играть тем интереснее, чем сложнее выиграть. Видимо, игра влияет на самооценку, уровень притязаний и уверенность в себе. Позитивные эмоции игроков-школьников связаны с азартом, радостью и чувством превосходства над соперником. Ребенок, испытывающий трудности в общении с людьми, погружается в игру, чтобы почувствовать себя победителем, преодолевающим любые препятствия. Еще одна причина — дефицит внимания со стороны родителей или сверстников. Тогда ребенок с головой погружается в компьютерный мир для того, чтобы побеждать виртуальных врагов и тем самым завоевать внимание, симпатии и доверие окружающих.
Истоки беды
С точки зрения психолога Ноттингемского университета Марка Гриффитса, сильная азартная страсть вызывает у людей зависимость, схожую с наркотической и алкогольной. Ученый пытался понять, почему хобби нередко превращается в манию. Для этого он фиксировал частоту пульса и уровень гормона кортизола в слюне у нескольких профессиональных игроков в бридж во время их матчей.
Напомним, что гормон надпочечников кортизол влияет на очень важные процессы обмена веществ. Его выброс зависит от действия другого вещества — дофамина, рождающего чувство эйфории. Кстати, это тот самый дофамин, который задействован в формировании алкогольной и наркотической зависимости. Параллель здесь очевидна.
Оказалось, что азарт учащает сердцебиение и резко повышает содержание кортизола в слюне. Если картежники играли просто на очки, частота их пульса составляла примерно 80 ударов в минуту, а уровень кортизола — 0,15 микрограмма на децилитр. Но когда игроки ставили на кон свои собственные деньги, частота пульса достигала 95 ударов в минуту, а уровень кортизола поднимался более чем в 2 раза.
До сих пор считалось, что подобная химическая зависимость достигается только посредством введения в организм специальных препаратов. Если предположение М. Гриффитса подтвердится, то к армии курильщиков, алкоголиков и наркоманов по праву можно будет причислить фанатов-болельщиков, меломанов, заядлых игроков в карты, домино, другие азартные игры. Ну, и конечно же, компьюте-романов. Кстати, современные компьютерные технологии позволяют играть в азартные игры, не отходя от экрана.
По мнению директора Института реабилитации Национального Научного Центра наркологии Росздрава, доктора медицинских наук, профессора Т. Н. Дудко, к пусковым механизмам формирования игровой зависимости относятся:
— воздействие вещества (продукта) или вида активности, которые изменяют психическое состояние. Это алкоголь, наркотики (часто анаша, марихуана), никотин, первый выигрыш (удача, денежный куш), пища, секс, спорт;
— систематическое использование психоактивных веществ или определенных видов аддиктивной (зависимой) деятельности для снятия психического и физического дискомфорта;
— фрустрации (состояние психики, возникающее при крушении надежд; бессильная ярость), стрессы, переутомление с чувством дискомфорта, которые снимаются психоактивными веществами или определенными видами аддиктивной (зависимой) деятельности;
— низкая устойчивость к фрустрациям, повышенная конфликтность, несдержанность и агрессивность, инфантилизм, дефицит внимания, склонность к депрессиям и рискованному поведению, эмоциональная неустойчивость, психопатии, акцентуации характера, страх одиночества и мучительное желание его избежать;
— формирование зависимого стиля жизни взамен привычного (естественного) и индивидуального для каждого человека;
— иррациональное мышление, неадекватная самооценка, ложные представления (постоянная вера в крупную удачу, предвкушение удовольствия от предстоящей игры, фантазии на эти темы и пр.);
— способность вводить себя в состояние транса во время игры и т. д.
Внутренний мир игромана
Врачи считают, что одержимость игрой — игромания (лудомания) — настоящая болезнь. Она длится месяцами, иногда годами. Обостряется, как правило, ночью. Сами больные о все это мало верят. Их возражения, вроде бы, резонны: казино — это музыка, песни, вино, разноцветные мониторы, красочные афиши... Но нигде не написано: «Минздрав предупреждает...»
Сначала увлечение автоматами вполне осознанно. Разве не всласть в одночасье приобрести баснословные купюры?! Потом осознанное стремление выиграть куда-то уходит. Остается лишь непреодолимое желание дергать заветную ручку и заворожено смотреть на мигающий экран. Такие люди фактически «сидят на игле». Время в их сознании разорвано. Они помнят, что отошли, съели булочку, выпили воды — и опять к автомату. Лудомань-яки продолжают играть и во сне.
Среди вегетативных расстройств — повышенная потливость, тахикардия, покраснение кожи лица, астения, снижение аппетита, боли в области головы и сердца. На этом фоне периодически возникает все усиливающееся навязчивое желание «отомстить», «отыграться», «доказать» себе и другим собственную правоту и значимость. Несчастный человек обдумывает, как преодолеть препятствия, как избежать влияния людей, отрицательно относящихся к игре, как добыть деньги обманом, лукавством, вымогательством...
Стремясь достать необходимую сумму денег для удовлетворения своего пыла, охваченные алчностью игроки часто растрачивают последние сбережения, забывают о семье, не платят по счетам, занимают в долг, воруют. Они надеются, что счастье когда-нибудь улыбнется. Практика показывает, что это пустая и коварная иллюзия.
Т. Н. Дудко описывает три характерных синдрома. Синдром проигрыша — внутренняя опустошенность, подавленное настроение, самоосуждение, временная самокритика, пустые обещания «больше никогда не играть», повышенная раздражительность, грубость, несдержанность, иногда агрессия и самоубийство. Синдром выигрыша — чувство победы, превосходства, благодушия, склонность тратить деньги и строить виртуальные планы. Больной испытывает влечение к игре, надеется повторить успех, обильно фантазирует о предстоящей радости, настраивает себя на умеренную и осторожную игру, верит в повторную удачу. И, наконец, синдром игрового транса — поглощение игрой, неконтролируемый азарт, невозможность прекратить игру, несмотря на
ее исход.
Когда расстройство усиливается, больной полностью утрачивает ощущение реальности. Для него теряют смысл учеба, общение с друзьями, семья, репутация, работа.
Воистину, «игры недоброй воли» до добра не доводят.
Правила компьютерной безопасности
Все цивилизованные страны ограничивают игорный бизнес, стремятся защитить интересы частных лиц, общества и государства. В частности, это заключается в том, что азартные игры не должны:
а) проходить публично;
б) привлекать обширный круг людей;
в) отражаться на материальном благосостоянии широких масс населения.
Врачи, психологи и педагоги (В. В. Абра-менкова, СВ. Лободина и другие) справедливо настаивают на том, чтобы строго соблюдалась техника компьютерной безопасности. Разработанные ими рекомендации — это простые, но эффективные меры профилактики компью-теромании и игромании. Назовем некоторые из этих правил:
— Время игры следует ограничивать. Для детей 6-7 лет — 10 минут, 8-11 лет — 15-20 минут, для старшеклассников — до 30 минут в день.
— Надо установить «закон расстояния»: для игровых приставок не менее 2-х метров, для персональных компьютеров — 30—40 см.
— Необходимо соблюдать и «временной закон» — не играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улице.
— В комнате, где стоит компьютер, должно быть достаточно много живых растений и свежего воздуха.
— Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и прочими нравственно отрицательными темами.
Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а научно-познавательным и практическим. Тогда это может стать основой и для будущей профессии их сына или дочери (программист, создатель интернет-сайтов, сервисный инженер и т. д.).
Компьютерные игры бывают разные, в том числе и приемлемые. Именно на них и следует делать упор, переключая внимание ребенка с вредного на полезное или хотя бы этически нейтральное. Скажем, с компьютером можно играть в шахматы. Согласитесь, это все же лучше, чем играть в карты! Или возьмем специальную (обучающую и развивающую) компьютерную игру типа «Квест». Ее герой попадает в какую-то запутанную ситуацию или получает сложную задание, ему предстоит приключение. Задача играющего — разгадывать тайны и головоломки, сопутствующие приключению. Иногда в основе подобных игр лежат реальные исторические события — расцвет и падение римской империи, великие военные походы и т. д. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия и при грамотном подходе пробуждают интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий далекого прошлого, развивают пространственное мышление, логику, память, эрудицию.
Борьба с компьютероманией и игроманией эффективна тогда, когда усилия направлень не на следствие, а на причину зависимости.
Повторим, что основные мотивы компьютерной игры младшего школьника — это желание получить удовольствие, развлечься, чем-то занять себя, избавиться от скуки, «убить время», достичь чего-либо важного, значимого, почувствовать силу и уверенность в себе. Вот почему нужно не только запрещать детям посещение интернет-клуба, не только отключать или прятать компьютер. Это не решает проблему, а загоняет ее вглубь. Не говоря уж о том, что лишившись доступа к домашнему компьютеру, заядлые игроки легко найдут его на стороне...
Святые отцы не всегда требовали от того, кто пристрастился к табаку или водке, немедленно и бесповоротно бросить пагубную страсть. Обычно они давали определенный срок, епитимию (меру к исправлению), а сами терпеливо ждали и усердно молились за болящего. Также и сейчас человеку, тем бдлее ребенку, страдающему игроманией или компьютероманией, требуется некоторое время и особая помощь в лечении, реабилитации и профилактике зависимости. В первую очередь это касается тех людей, которым трудно отказаться от компьютерных игр в силу их убеждений, привычек и стиля мышления.
Психологи и психотерапевты разработали свои методы избавления от киберзависимости. Среди них — семейная терапия и групповые психокоррекционные занятия, направленные на социальную адаптацию, повышение психологической самооценки, усиление контроля над эмоциями, обучение навыкам общения. Надо внимательнее отнестись к страдающему ребенку и постараться понять, что именно заставляет его/ее выбирать ту или иную игру.
К примеру, какие положительные ощущения вызывают у него агрессивные игры, когда агрессия «переливается через край» и проявляется в повседневной жизни. Подобная информация позволит быстрее найти противоядие и снять зависимость с помощью активного досуга (турпоходов, отдыха на природе, экскурсий, физических упражнений, спорта) или чтения хорошей литературы, знакомства с интересными собеседниками...
Что посоветовать еще? Детей нужно как можно раньше обучать играм нашего детства. Тогда для пристрастия к компьютеру просто не будет места в душе ребенка.
8517 |
Психолог, врач-терапевт Константин Зорин «Ребенок и компьютер». Клин, 2007. |
Ваши отзывы |
Хорошая злободневная статья, не популярная в определённых кругах, как раз из-за своей актуальности!!! ...
Наталья Пашкова , возраст: 39 / 19.04.2016
если у вас есть желание убивать даже виртуально - это не нормально, лечите психику
kos , возраст: 26 / 03.01.2012
На мой взгляд,все аргументы насчёт того,что "компьютерное насилие" помогает избежать насилия реального,косвенны.Выместить злобу на компютерных персонажах вместо бытового решения проблемы предпочитают люди духовно слабые,"забитые","отрешённые от нашего мира\\\",люди,испытывающие недостаток общения.Возьмём тот же пример со стулом-товарищи решили подшутить.Действительно,здесь играет роль мотивация-если это дружеская шутка(здесь"дружба"в нашем обыденном неполноценном понятии),то у психически здорового,нормального,общительного человека адекватной будет реакция,ну скажем,так же по-дружески послать\\\"обидчика\\\",так же спихнуть или сделать вид что пытаешься спихнуть его со стула;если это наглая выходка с целью показать себя "крутым",шутником,то в данном случае будет иметь место конкретный разговор "по душам" с разъяснением,какое место в мире он занимает.И в том и в другом случае нормальный человек воспротивится психологическому давлению со стороны "оппонента",постарается показать свою независимость,что он сам "гнёт свою линию",а не "пляшет под чужую дудку",и неважно,получится у него это или нет.Что же тогда,остальные,получается,ненормальные?Как бы не нравилось им это слово,но по-моему,когда человек не может за себя постоять,не может найти адекватный выход из неприятной щекотливой ситуации,а замыкается в себе,это не нормально.Это не максимализм с моей стороны.Просто в этом видятся предпосылки к серьёзным душевным расстройствам личности.И что такие люди делают?Они приходят домой,садятся за компьютер,открывают порносайты либо заходят в онлайн-игры,и начинают восполнять утраченные моменты реальной жизни.В своём маленьком мире они короли,всемогущи.Здесь у них и девушки появляются,и уважение,и материальные блага.А также они вершители правосудия-под их рукой получают заслуженную кару и молят о пощаде злодеи мира сего(а в их подсознании-те самые обидчики,толкавшие стулья,отпускавшие колкие шутки-и т.д)Казалось бы,ничего плохого-живёт себе маленький незаметный обиженный на всех человечик нашедший утешение в своём маленьком мире и никому зла не желает.По крайней мере не причиняет.-До поры до вермени!Здесь можно привести весь алгоритм,подробно описанный в данной статье-нет,приведём лишь результат.Он жестоко наказывает обидчика-теперь уже в реале.Потом недоумение,ужас:\\\"Да очень хороший мальчик(девочка) был(а),тихий,скромный,мухи не обидил(а)-и вдруг на убийство?!!"А он всё это время,оказывается,жил "полноценной жизнью"в виртуальной реальности,пока вдруг одна извилина не переклинила его и он неожиданно для себя не оказался на улице(уже нашего мира) с оружием в руках,и он,один герой против всех,не начал убивать "злодеев".Эти скромные,тихие мальчики и девочки уходят от нормального решения проблемы и регулярно решают её перед экраном.Только то бишь всё опиум.Сильный наркотик против рака с длинными,словно корни дерева,метостазами,уходящими глубоко в наш рассудок и парализовавшими его. Наши ровесники-одумайтесь!!!Наши родители-не берите с нас заразительный пример!!!Жизнь прекрасна по всех её проявлениях,в радости и в горе,в проблемах и удаче.Решайте их сами или сообща,не уходите в потусторонний мир,созданный сознанием человека,ибо от себя не уйдёшь и ваши проблемы останутся с вами.Лечите рассудок. Скорейшего выздоровления,уважаемые геймеры!
ОлегВещий , возраст: 15 / 12.02.1996 / 25.12.2011
Анонимно, убивать и вредить всегда плохо, будь то вред реальный или в Вашем мозгу. Когда человек вредит, бьет, колечит, это следствие того, что человек не счастливый. Компьютерному противнику не больно, но все же, и это понятно, что лучше в компьютере чем в реальности. Но только компьютерная реальность не спасает, а отвлекает. А если Вас скинули со стула и оскорбили, то тут нужно посмотреть, чего этим люди добивались. Если хотели сделать подлый поступок, а не просто по дружески пошутили(ну знаете как это бывает, когда по дружески молодежь друг друга посылает, и форма внешняя одна а говорят как бы другое и знают об этом оба говорящих друг другу подобное, т.к. понимаютдруг друга и в близких отношениях), так вот если хотят сделать подлость и низость тогда нужно заступать за себя, и не нужно убивать и калечить кого-то из-за задетого самолюбия, а нужно объяснить человеку, что так делать не хорошо! И если ему так нравится других ронять со стула пусть сам себя уронит, может больше удовольствия будет? Если человек на словах не понимает, то обычно силой вразумляют, если конечно вразмуляющий на 100% прав. А если Вас не привликает быть сильным, а зависить от компьютерных игр, и разлагаться от злости, это Ваш выбор, только проблемам так противостоять и решать проблемы жизни не получится, потому что это уход от реальности. Уход от реальных проблем и решения, и подмена и удовлетворения сурогатом на несправедлиовсти жизни. Ничего в этом хорошего нет. А обижаться на оскробления не будете, когда будете понимать, что человек оскорбляет, потому что сам не очень силен. Это подобно маленькой собаке, которая только тяфкает, в сравнении с бойцовской собакой, которая молчит, но если надо может сильно погрызть.
Дима , возраст: 22 / 07.11.2010
Если мне нравится убивать их в своём сознании посредством компьютерных эмуляций, то чем это плохо? Неужели лучше вымещать свою ненависть на материальных объектах? Неужели действительно лучше слышать мольбы и крики обидчика, нежели врага на экране? Я лично проводил опыт: месяц без компьютера. И знаете что? Я добрее стал? Да как бы не так! У меня было единственное желание бить и разрушать. Даже нагрубил преподавателю один раз. Вот вам пример: меня спихнули со стула, посмеялись надо мной и оскорбили. По христиански я должен их простить? Ну тогда я допущу повторение этих действий и даже в модифицированном варианте. Мне будет только плохо. А если я приду домой и расстреляю несколько сотен персонажей в игре, то верну утраченную жизненную мотивацию, обманом докажу что жизнь справедлива. Иначе это накапливается и как результат суицид, что нередкость среди людей, не познавших управление эмоционально-ментальной составляющей их тела.
Анонимно , возраст: 22 / 07.11.2010
Согласна с вами ,вот только как обьяснить ребенку что это так вредно если у него железный аргумент,"все мои друзья играют и им мамы разрешают,а мне нет"
зарина , возраст: 36 / 24.07.2009
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Игрушки как ловушки (Кибер-спортсмен Александр Милевский, психолог Надежда Агеева, священник Игорь Фомин)
Играем в жизнь? Game over! (Мария Машкина)
Почему и как детям необходимо играть в компьютер (Александр Оликевич, промышленный изобретатель, отец троих детей)
Кто кем играет? (Георгий Майоров)
Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству (Подполковник Дэвид Гроссман)
Изменит ли поколение геймеров нашу жизненную среду? (Психолог Татьяна Шишова)
Враг внутри нас (Михаил Беро, доктор медицинских наук)