Образ мужества в литературе
Поскольку наша речь закрепила идеал мужчины фразеологизмами «рыцарь на белом коне» и «рыцарь без страха и упрека», то и начать стоит, очевидно, с эпоса и легенд Средневековой Европы. Нас задевают за живое легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Нас волнует волшебный замок Монсальват, у которого нет сторожевых башен и толстых стен, потому что темные мысли мешают увидеть его, а злые дела — к нему подняться. Перед замком на высоком столбе висит колокол. Если творится несправедливость, если кто-то нуждается в помощи, сам собой, без руки звонаря, колокол начинает звонить, и тогда один из рыцарей Монсальвата собирается в путь…
К рыцарскому идеалу возвращает нас читаемый в отрочестве Вальтер Скотт. Сегодняшняя популярность Арагорна, доблестных рохирримов и гондорцев из «Властелина колец» — убедительное свидетельство того, что мы не желаем с этим идеалом расстаться. Не желаем потому, что главное в мужчине — жертвенная честь, жертвенная верность и великодушие. Его жизнь не принадлежит ему, его жизнь — служение.
«Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и в наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню», — говорил государь во время церемонии посвящения в рыцари.
Мужчина в литературе Древней Руси — тот же рыцарь, но серьезнее, проще, строже и смиреннее. В былинах, в древнерусских повестях, в «Слове о полку Игореве» образ богатыря-защитника теряет куртуазность и некоторую манерность, сохраняя доблесть и ответственность. Чтобы почувствовать, каковы были мужчины Руси православной, перечитаем отрывок из «Поучения» Владимира Мономаха.
«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни еде не предавайтесь, ни спанью; ночью, расставив стражу, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.
Больного навестите. Покойника проводите, ибо все мы смертны. Жену свою любите. Но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Я коней диких своими руками связывал, два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня бодал, лось ногами топтал, вепрь у меня на бедре меч оторвал. Медведь мне у колена потник укусил. Лютый зверь коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей, на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя.
Не осуждайте меня, дети мои или другой кто прочтет: не хвалю я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и недостойного, столько лет оберегал от тех смертельных опасностей, и не ленивым меня, недостойного, создал, но на всякие дела человеческие годным«.
Чем ближе к нашему времени, тем более повествует литература о том, как раздирают людей многочисленные страсти, но истинные мужчины живут и на страницах литературы позднейшей.
«Уже притянули Тараса Бульбу железными цепями к древесному стволу. Уже гвоздями прибили ему руки и принялись раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты все было видно, как на ладони.
— К берегу! К берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтоб не было погони!«
Кроме богатыря Тараса Бульбы есть не с таким эпическим размахом написанные, но, несомненно, настоящие мужчины: старый Болконский, князь Андрей, Пьер; есть верный, ответственный и горячо ищущий смысла жизни Левин в «Анне Карениной»; есть доктор Дымов в рассказе Чехова «Попрыгунья», который заразился, потому что отсасывал через трубочку у мальчика дифтеритные пленки. Он умирает, похоже, не только от болезни, а и от грязи измены, которую совершила его жена. Его друг говорит о нем: «А какая нравственная сила! Добрая, чистая, любящая душа — не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки. А работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил». Короткая цитата не передает того спокойного достоинства, терпения и чистоты, которыми наделен этот герой Чехова.
Истинные мужчины идут на мобилизационный пункт в «Белой гвардии» Булгакова. Они идут умирать, потому что «те, кто бегут, умирать не будут, кто же будет умирать?» Дыхание перехватывает, когда читаешь о гибели Най-Турса, жертвующего собой ради спасения обреченных на гибель мальчишек-юнкеров.
Поскольку обширна литература о тех, кто совершил свой подвиг во время Великой Отечественной войны, ограничусь емкими строками Анны Андреевны Ахматовой:
Сзади Нарвские были ворота.
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя».
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки.
Внуки, братики, сыновья!
С тем же чувством поклонимся и тем внукам, братикам, сыновьям, которые сражались и сражаются, гибли и гибнут в «локальных» войнах, от кого жизнь прямо потребовала доблести.
Идеал настоящего мужчины — воплощение жертвенной чести, жертвенной верности и великодушия — идеал христианский. От него тянутся нити к иконе святого великомученика Георгия Победоносца на белом коне, попирающем змия.
Всадник — это еще и символ того, что мужчины способны обуздывать, держать в узде свои страсти.
И закончить бы на этой высокой ноте, но, пожалуй, есть смысл коснуться и искажения этого идеала. Дьявол, «отец лжи», искажает идеал мужчины, разрушая его не до конца, чтобы остатки правды превратили ложь в победоносную и устойчивую ложь.
Есть некий вывихнутый идеал мужчины из американских боевиков. По экранам идет палящий без разбору в многочисленных врагов и в белый свет, как в копеечку, супермен. Я не особый знаток подобных кинофильмов, но мне довелось порадоваться блистательной автопародии в фильме «Последний герой». В этом фильме мальчишке, бредящему персонажами Шварценеггера, задали в школе читать «Гамлета». И видит он сон: в одном из залов замка Эльсинор молится злодей Клавдий. Мы помним, что у Шекспира за монологом Клавдия следует монолог Гамлета, которому удобно убить врага, но он медлит с местью, так как не убедился еще в виновности Клавдия и не хочет убивать его во время молитвы…
Мальчику же снится Гамлет-Шварценеггер. В темных очках, в кожаном жилете на голой груди, с панковским гребнем, увешанный оружием, он входит и говорит: «Ты убил моего папу? Это была ба-альшая ошибка!» Затем срывает с плеча автомат — грохот, гром, взрывы. Эльсинор разносится в клочья.
Иное искажение идеала мужчины навязывает современная реклама, газетенки, лакированные журналы, телевидение не в лучших своих проявлениях. Современный мир предлагает в идеалы уже не всадника и даже не всадника без головы, а жеребца без всадника вовсе, но с деньгами, чтобы обеспечил всех жен и любовниц. Идея заботы, защиты становится на голову, оправдывает погоню за деньгами и положением хозяина; служение подменяется преуспеянием, а верность объявляется уделом тех, кто недостаточно интересен. Бесценный страх Божий, страх согрешить уходит, а на его место вползает панический страх состариться и выйти в тираж.
Наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие, — говорит апостол Павел (Еф. 6, 11…17).
К битве призван каждый.
И когда мужчина с энтузиазмом бежит за бесовским идеалом или тихо в него скатывается — он дезертирует с поля сражения.
4392 |
Ирина Гончаренко |
Ваши отзывы |
"...есть не с таким эпическим размахом написанные, но, несомненно, настоящие мужчины: старый Болконский, князь Андрей, Пьер; есть верный, ответственный и горячо ищущий смысла жизни Левин в «Анне Карениной»; есть доктор Дымов в рассказе Чехова «Попрыгунья», который заразился, потому что отсасывал через трубочку у мальчика дифтеритные пленки. Он умирает, похоже, не только от болезни, а и от грязи измены, которую совершила его жена." Чем же так хорош старый князь Болконский? Чем кроме богатства замечателен обладатель мещанского разума Пьер? Не жесток ли с Маленькой княжной был Андрей, в своей холодности и безразличности не заметивший смерти испуганной беременностью и предстоящими родами юной жены да и не пожалевший о ней? Вы бы хотели себе мужем Дымова, вялого и погруженного в себя кристаллика профессиональной чести? Просто надо было попытаться раскрыть тему и вы попытались?
ира , возраст: 46 / 25.04.2013
С автором согласен полностью. Отличная статья, спасибо.
Игорь , возраст: 29 / 28.11.2012
недавно посмотрел "Коммандо" с Шварценеггером в главные роли, до сих пор восхищаюсь этим фильмом и его актерским мастерством!
Стас , возраст: 24 / 26.03.2010
сидьная статья,я тоже на сегодня не в духе,но случайно попал на ваш сайт сразу приободрился
фиджи , возраст: 41 / 02.02.2010
Очень хорошая и полезная статья! Многое забытое позволяет вспомнить, взглнуть на мир трезвее. Спасибо автору и создателям сайта!
Виктория , возраст: 23 / 06.11.2009
по-моему сказано очень здорово и без лишних слов и эмоций
Стас , возраст: 24 / 22.09.2009
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Мужчина должен создавать себе проблемы (Александр Ипатов, президент российской национальной федерации Ояма киокушинкай каратэ-до)
Мы в ответе за все, что нас окружает (Андрей Кочергин)
Мужество мнимое и настоящее (Алексей, 57 лет)
Настоящий мужчина слов на ветер не бросает (Александр Фомичев)
Мужчину воспитывает деятельность (Психолог Людмила Ермакова)
За образом мачо скрывается слабый мужчина (Семейный психолог Ирина Рахимова)
Отцовство как качество настоящего мужчины (Ирина Мошкова, кандидат психологических наук)
Метросеки (Маша Чебурашкина)
Воспитание мальчиков (Психолог Татьяна Шишова)