Любовь, влюбленность и страсть
Хорошо было древним грекам — у них для обозначения любви имелось не одно, а целых четыре слова. Одно — для братской любви, другое — для дружеской, третье — для любви к людям и лишь четвертое — для любви мужчины и женщины. У нас же для обозначения всех этих разных чувств — одно слово, и поэтому часто возникает путаница.
Не меньшая путаница в головах возникает тогда, когда люди пытаются отличить романтическую любовь, любовь-влюбленность — то есть такую, какая была у Ромео и Джульетты, — от любви истинной, которой только и следует руководствоваться при вступлении в брак.
А что, скажете вы, разве у Ромео и Джульетты была не истинная любовь, разве ради нее они не пошли на смерть? Разве существует другой критерий для того, чтобы отличить настоящую любовь от влюбленности? Любовь ведь «сильнее смерти»!
Давайте вспомним, сколько лет было влюбленной паре, воспетой Шекспиром. Ей — тринадцать, а ему — пятнадцать. Подростки, одним словом. Самый что ни на есть переходный возраст. Если даже принять во внимание, что в южном климате молодые люди взрослеют быстрее, чем, скажем, где-нибудь в Швеции, все же тринадцать лет — не время духовной зрелости.
А теперь пусть читательницы вспомнят себя в этом непростом возрасте. Пусть вспомнят своих тогдашних подруг. И что, ни одна из них не пыталась хоть раз порезать себе вены или наглотаться таблеток, если вдруг не находила взаимности у объекта своей любви? Думаю, вы сможете вспомнить не меньше двух-трех таких случаев. И разве всегда речь шла о неземной любви, какой нет и не будет вовеки? Не думаю. Просто переходный возраст — время, когда человеческая психика наиболее ранима и неустойчива, когда любому переживанию придается чрезмерно преувеличенное значение. Ну ладно, сбросим со счетов те случаи, когда девушка или юноша решаются на демонстративную попытку самоубийства в надежде, что объект любви узнает, оценит и сменит гнев на милость. Но совершаются и вполне серьезные попытки, и не всегда из-за любви. Кому-то поставили «двойку» в четверти по геометрии, кого-то предала лучшая подруга, а кому-то (знал я и такой случай) родители не купили новые кроссовки. Человек идет домой — и...
Впрочем, что я грешу на переходный возраст. Молодост'ь вообще время нелегкое. Одна девушка двадцати с небольшим лет трижды резала себе вены из-за того, что любимый ее бросил. Казалось бы, вот истинная любовь — ей говорили, что она еще очень молода, что еще будет счастлива, но она отвечала: «А без него мне жизни нет, я не хочу и не буду без него. Или я буду с ним, или меня не будет». Спустя несколько лет она вышла замуж, родила двоих детей и уже пятнадцать лет живет в счастливом браке. А о мрачном эпизоде своей юности говорит так: «Слава Богу, что мама тогда пришла с работы раньше, и я осталась жива. Какая же я была глупая — хотела умереть из-за ерунды». Согласитесь, что великую неземную любовь человек ерундой не назовет даже спустя много лет.
Ради истинной любви не умирают, ради нее живут!
Патриархальное общество относилось к такому непонятному явлению, как любовь, по пословице: «Не зная броду, не лезь в воду». У молодых людей была установка на семью, на традиционные социальные роли, выполняемые в ней. Нынче выработалась установка на феномен любви. Есть некое явление «любовь», оно самое важное, великое, оно, как тягач, вытащит из любой житейской сложной ситуации. Была бы любовь, а все остальное либо дополнение к ней, либо достигается, преодолевается с ее помощью.
Установка на феномен любви запутывает, усложняет жизнь молодых людей, лишает ее ясности и цельности. Молодежь влюблена в феномен любви, не имея четких понятий о его границах, содержании и формах. Так что же такое любовь? Какова она? Как отличить ее от всевозможных «копий», «подделок» — и не только «постороннему наблюдателю», а молодому человеку, переживающему определенное чувство? Прогрессивное мировое искусство, и прежде всего литература (драматургия), дали нам множество ярких примеров любви. Но это в основном была любовь-страсть, любовь-вспышка, и притом нередко любовь, отделенная от брака (добрачная или внебрачная любовь). В ней проявляется стремление двух полов к близости. Она связана с риском. Это чувство, несущее с собой или падение, или гибель. Впрочем, что это я все о молодых да о молодых. Влюбленность можно пережить в любом возрасте. Об этом еще И. А. Бунин в «Темных аллеях» прекрасно написал. Все чувства изобразил — от тихой грусти до романтического безумия.
Всем нам знакомо это состояние, когда кровь кипит, сон и аппетит пропадают, колени дрожат и при виде объекта любви сердце начинает бухать, как вечевой колокол. Все это эмоции, а эмоции — от гормонов. Поэтому особенно часто влюбленность настигает нас в возрасте 15-25 лет, когда гормонов в организме больше всего. В основе такой влюбленности лежит прежде всего сексуальное влечение, а оно, как известно, слепое, глухое и очень настойчивое. Именно поэтому для людей, влюбленных друг в друга, не существует никаких культурных, социальных, психологических барьеров. Для инстинкта продолжения рода важно только одно — чтобы люди подходили друг другу генетически и могли произвести на свет жизнеспособное потомство. Ведь человечество по меркам вселенной существует меньше секунды, а инстинкт размножения столь же древний, как сама жизнь. Только у животных все гораздо проще — им не нужно своего отпрыска до двадцати лет поить, кормить и сначала в школу, а потом в институт устраивать. А людям — нужно. И поэтому следует включить разум, прежде чем спешить удовлетворить свой инстинкт.
Однако именно подобное состояние романтической влюбленности литература и кинематограф называют любовью. Причем литература старается с древнейших времен убедить нас, что влюбленность и любовь — понятия тождественные. Ромео и Джульетта — сравнительно поздний пример. То чувство, которое описывает знаменитая древнегреческая поэтесса Сафо в своих стихах, можно назвать только влюбленностью или страстью. Она пишет, например, что при виде объекта любви у нее «перестало сразу бы сердце биться», и описывает такие всем известные симптомы, как неспособность вымолвить ни слова в присутствии возлюбленного, дрожь в теле и непрерывный звон в ушах.
К сожалению, не существует точного критерия, по которому можно отличить влюбленность от настоящей любви. Скажу только, что настоящая любовь — не бесчинствует, то есть ей несвойствен разгул страстей. Любовь — чувство сильное и в то же время нежное; не разрушающее, а созидающее. Если человек влюблен, и при этом у него все из рук валится, если он начинает страдать патологической забывчивостью, падает работоспособность, ухудшается сон и аппетит, а также портятся отношения с близкими, скорее всего мы имеем дело со страстью, а не с любовью. Но попытаться объяснить это человеку, пребывающему в состоянии подобного ослепления, невозможно. Он может и сам все понимать, но чувства при этом все равно будут господствовать над здравым смыслом. Состояние околдованности, «привороженности», что называется, и полное отсутствие сил вырваться из этих сетей.
Помните в «Евгении Онегине» знаменитую сцену у окна, где Татьяна признается своей няне в том, что влюблена? Какова реакция старой женщины? Она предлагает окропить Таню святой водой! Вот особенности воспитания. Татьяна воспитана на французских и английских сентиментальных романах, где влюбленность культивируется как самое высокое чувство в жизни, единственное, ради чего рождается на свет женщина. Таня счастлива — она наконец-то влюблена, наконец-то нашелся тот, с кем она готова «свершить смиренный жизни путь». А для няни влюбленность сродни бесовскому наваждению, от которого средство одно — святой водой окропить.
Конечно, нравы русской деревни начала XIX века нам чужды, но как часто подобное «наваждение» ломало жизни женщин и мужчин, прежде вполне счастливых в браке. Жила себе спокойно, имела любящего мужа, и троих детей, и вдруг, ни с того ни с сего, ломает свою жизнь и жизни мужа и детей, бежит за кем-то на край света, будь он хоть пьющий уголовник, сидевший за убийство первой жены. И ведь если останется жива, если*каким-то чудом вернется с полдороги, если муж простит, то через пару лет будет вспоминать об этом эпизоде с брезгливым недоумением: «И как я могла?» Чаще всего подобные истории заканчиваются трагедией.
Но ведь именно такие трагические сценарии выдаются за подлинную любовь. Именно они всячески пропагандируются кино и литературой. Жила себе со скучным мужем, потом пришел он — такой «духовно близкий», и отныне единственная цель — довести до сведения скучного мужа, что она теперь женщина свободная. Как разыгрывается трагедия в жизни женщины, решившей искать любовь на стороне, рассказывают немногие писатели — Г. Флобер в «Госпоже Бовари», A.M. Островский в «Грозе», Л.Н. Толстой в «Анне Карениной». Все три героини кончают жизнь самоубийством. Это произведения очень грустные и правдивые, и вовсе не про праздник героического ухода от скучного мужа, а про нравственный закон внутри нас, который и есть нам главный судья, как бы мы от него ни отмахивались.
Самый верный отличительный признак любви от страсти выявил однажды в процессе нашего разговора один мой знакомый. «Страсть, — сказал он, — это когда ты головой понимаешь, что это — не то, что тебе нужно, но ничего не можешь с собой поделать, и остается только ждать, когда пройдет. Вроде болезни, которая объективна и реальна, и не зависит от твоей воли и сознания. А любовь — это когда у тебя душа, сердце и голова находятся в согласии». Помимо плотского влечения в истинном чувстве присутствует уважение, нежность, доверие и терпение. И, кстати, способность объективно оценивать недостатки своего партнера и умение прощать их.
Вот две истории: первая — о подлинной любви, вторая — о страсти. Разница между этими двумя чувствами очевидна.
Наташа и Алексей поженились рано — сразу после школы. В двадцать лет у них было уже двое детей. Родились двойняшки — Ирочка и Лариса. Все шло прекрасно: была своя квартира, Алексей работал, Наташа с удовольствием занималась домашними делами. А потом случилось страшное: Алексея сбила машина. И молодой красивый человек оказался прикованным к постели. И что гораздо страшнее, он был приговорен медициной к пожизненной немощи и неподвижности.
Трагедия, разразившаяся в семье, не сломила Наташу. Ни одного дня она не сомневалась в том, что останется с мужем. Хотя все, кто знал ее: подруги, бывшие учителя, соседи, — настаивали на том, что рано или поздно ей надо будет устраивать заново свою женскую судьбу.
— Пойми, — говорили они сострадательно и доброжелательно, — ты еще девчонка, а он калека! Неужели так и пройдет твоя молодость? Посмотри на себя — ты же красавица, на тебя все на улице заглядываются.
Это правда. Наташа была очень хороша собой. Но кроме красивого лица у нее была прекрасная душа.
— Я однажды уже сделала свой выбор, — сказала она, как отрезала.
И больше ни один «доброжелатель» не посмел открыть рта.
Восемь лет Наташа самоотверженно ухаживала за Лешей. Восемь лет! Росли девочки, она работала, почти не встречалась ни с кем из друзей — просто было некогда. А главное, Наташа не верила диагнозу врачей, которые лечили Алексея. Она все время пыталась найти такого специалиста, который бы мог поставить ее любимого на ноги. И нашла!
То, как верила она в исцеление мужа, то, как беззаветно и преданно служила она семье, не могло пройти даром! Алексей встал на ноги. Он чувствует себя полноценным человеком. И, конечно, в этом заслуга Наташи. Женщины, которая умеет любить!
А вот пример безрассудной страсти.
Ольга была уверена, что влюблена в Вадима. Она рассказывала всем, насколько сильно любит его! Но что говорить! Главное — это человеческие поступки, только по ним можно судить о чувствах и намерениях человека.
Ольга безумствовала, потому что Вадим не проявлял никаких ответных чувств. По вечерам, потеряв всякую гордость, она стояла у подъезда его дома, в надежде, что он обратит на нее внимание и заговорит с ней.
Наконец однажды ей удалось пригласить его к себе домой. Но Вадим недолго пробыл у нее в гостях и, быстро распрощавшись, ушел.
После его посещения Ольга показывала подругам сохраненную не докуренную им сигарету, оставленную в пепельнице. Она часто звонила ему и молчала в трубку. Она похудела, потеряла всякий интерес к жизни, перестала общаться с подругами, забросила учебу. Весь мир был сконцентрирован на Вадиме. Вернее — на стремлении заполучить его, сделать «своим».
И — о чудо, — он сдался. Стал приходить к Ольге все чаще. Они стали неразлучны. И что же Ольга? Насладилась ли она своим счастьем в полной мере? Нет! Очень скоро он стал ей безразличен. Как? Ведь больше года она «сохла» по нему, плакала, уверяла всех в том, что это — неземное чувство, и жить без Вадима она не может!
Когда Вадим сделал ей предложение, Ольга расхохоталась ему в лицо. Нет, она не собирается жить с ним! Все подруги Ольги были немало удивлены: «Ты же любила его» — «Да, любила, а теперь разлюбила! Он стал доступен, а значит, неинтересен!»
Влюбленность — чувство довольно эгоистическое. Это упоение скорее своими захватывающими переживаниями, чем умение выслушать партнера. Как уж тут услышишь, когда в ушах, как у лирической героини Сафо, звон стоит непрерывный. Как раз такую ослепляющую и оглушающую страсть я наблюдал у одной моей знакомой.
У нее был роман с человеком намного старше ее и вдобавок женатым. Ситуация была безнадежной, она это понимала, но ничего не могла с собой поделать. Она не спала, почти ничего не ела, потеряла работу, все время ее терзали какие-то страхи, мучила депрессия. Ей было все равно, лишь бы видеть этого человека, лишь бы быть с ним рядом. Он, похоже, тоже здорово терзался. Однажды он заявил ей, что разводится с женой. Казалось бы, тут ей и обрадоваться — все-таки они будут вместе вопреки всему. «В чем же дело? — спросил я ее однажды. — Что тебя постоянно тяготит?» Она сказала: «У меня такое чувство, что нам не суждено быть вместе, даже если он разведется. Он часто спрашивает меня, о чем я думаю, и когда я отвечаю, он все интерпретирует по-своему. У него есть обо мне какое-то сложившееся представление, какой-то образ, имеющий ко мне очень отдаленное отношение. И говорит он чаще не со мной, а с этой придуманной женщиной. Обращается к ней. Я готова кричать, что это же не я, не я! Пару раз я пыталась ему объяснить, кто же я есть на самом деле, и наталкивалась не то что на непонимание — на истерику. Он слышит только то, что хочет слышать и «наказывает» меня, когда я веду себя не в соответствии с его представлениями. Некоторые факты моей биографии он вообще игнорирует, говорит, что я все выдумала. По той же причине он меня не слышит. Я спрашиваю себя, что же будет, когда он наконец увидит меня такой, какая я есть, — разлюбит?»
Я тогда подумал, что люди, ослепленные страстью, похожи на двух глухих, пытающихся о чем-то договориться. Стоит ли добавлять, что в скором времени они расстались — вероятно, в тот момент, когда наступило прозрение. Ведь по-настоящему любящие не будут втискивать любимого в какие-то, ими самими придуманные, рамки, а будут стараться глубже узнать друг друга.
Влюбленные чаще всего слепы и к недостаткам партнера. Они их не видят, а даже если видят, отмахиваются как от чего-то несущественного. А, думают, стерпится-слюбится. Оно, конечно, стерпится, если любовь есть. А если вы за нее гормональный взрыв приняли и через пару месяцев совместной жизни обнаружите, что вас раздражает, как партнер ест, как спит и даже как зубы чистит. Что тогда?
Выходят, как говорила одна моя мудрая знакомая, не за достоинства, а скорее за недостатки. Их оценивают: много ли и какие самые страшные, и можно ли вам персонально с такими недостатками ужиться.
Все это, конечно, гладко на бумаге, потому что выбор спутника жизни нетождествен выбору, например, мобильного телефона: достоинства-недостатки, технические характеристики, цена подходит — берем. Тут все-таки выбирают сердцем. Но я призываю к тому, чтобы и голова не бездействовала при столь ответственном выборе. Ведь если любимый храпит ночью или грязные носки по квартире разбрасывает, это одно, это еще можно терпеть. А если любимый инфантилен, не готов к принятию решений, постоянно стремится избежать ответственности, если он поднимает на вас руку или считает нормальным каждый вечер выпивать по стакану водки (хорошо, если по одному!), то я бы задумался на вашем месте, выдержит ли ваша великая любовь такое изо дня в день.
Вот что писал о любви Виктор Франкл, основоположник собственной психологической школы, бывший узник концлагеря, в книге «Человек в поисках смысла»:
«Осознание ценностей может только обогатить человека. Фактически это внутреннее обогащение частично составляет смысл его жизни, как мы уже видели в наших рассуждениях о ценностях отношения. Таким образом, любовь неизбежно обогащает того, кто любит. А раз это так, то не может существовать такого явления, как "неразделенная, несчастная любовь"; в самом этом термине содержится внутреннее противоречие. Либо вы действительно любите — и в этом случае вы должны чувствовать себя обогащенным независимо от того, разделяют вашу любовь или нет, — или вы не любите по-настоящему, не стремитесь проникнуть в сущность другого человека, а скорее полностью игнорируете эту сущность и ищете в нем только физическую привлекательность или какую-то (психологическую) черту характера — словом, те качества, которые он "имеет" и которыми вы могли бы "обладать". В такой ситуации ваши чувства вполне могут оказаться безответными, но тогда это означает, что и вы не любите. Мы все должны постоянно помнить следующее: увлечение ослепляет нас; настоящая любовь дает нам возможность видеть. Любовь открывает нам глаза на духовную сущность другого человека, на действительную природу его неповторимости, скрытые в нем потенциальные ценности. Любовь позволяет нам ощутить личность другого человека как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира.
В то время как она таким образом обогащает и "вознаграждает" нас, она также приносит несомненную пользу другому человеку, ведя его к тем потенциальным ценностям, которые можно увидеть и предугадать только в любви. Любовь помогает любимому стать таким, каким его видит любящий. Потому что тот, кого любят, всегда стремится стать достойным того, кто его любит, стараясь всё больше и больше соответствовать представлениям о себе, сложившимся у того, кто его любит, и тем самым он становится всё более и более похожим на тот образ, каким его "замышлял и хотел видеть Бог". Поэтому если даже "безответная" любовь обогащает нас и приносит нам счастье, то "разделенная" любовь явно обладает созидательной силой. При взаимной любви, в которой каждый хочет быть достойным своего партнера, стать таким, каким его видит партнер, происходит такой удивительный и взаимообогащающий процесс, при котором каждый .из партнеров превосходит другого и, таким образом, возвышает его».
Влюбиться можно и в совершенно чуждого вам и ни в чем не похожего на вас человека. Это чувство может быть основано и не на сексуальном влечении, а на взаимном интересе. Противоположности, как известно, притягиваются. Обаяние личности может быть довольно сильным. Особенно свойственно влюбляться в интересную личность женщинам. И смотреть снизу вверх и восхищенно внимать каждому слову. Но пройдет полгода — всё, чем вы были друг другу интересны, будет познано, все «байки» и истории будут рассказаны, и начнутся суровые будни. Вы любите утро, а он вечер. Вы предпочитаете Сартра, а он — «Московский комсомолец». Вы любите богемные тусовки и фильмы Тарковского, а он говорит, что в «Сталкере» два часа показывают подмосковную помойку. Тоже мне, элитное кино! Короче, все, чем вы живете и дышите, для него пустой звук. А все, чем живет и дышит он, совершенно чуждо вам. И чем вам заполнить оставшиеся годы семейной жизни? «Посмотри, не сварились ли пельмени»? Так что более верно не утверждение о том, что противоположности притягиваются, а скорее то, что «любящие — не люди, смотрящие друг на друга, а люди, смотрящие в одну сторону».
Не торопитесь, будьте умны и осторожны. Нередко первоначальная романтическая влюбленность переходит в более глубокое
81чувство, которое связывает людей на всю жизнь. А чаще — не переходит. Не зря в православных храмах не торопятся венчать влюбленных прихожан. Подождите, говорят священники, полгода, а иногда и год. Ведь у вас впереди вся вечность — что такое по сравнению с ней полгода? И ждут. И не зря ждут: спустя некоторое время становится ясно, мимолетное ли это увлечение или серьезное чувство. Ведь это только в романах у людей, предназначенных друг другу «небом», при первом же взгляде друг на друга внутри что-то должно щелкнуть или зажечься.
Представляете, сегодня — влюбленный взгляд, белая фата, красота, а через год — слезы, крик души, пустота. В 1913 году на 95 миллионов православного населения Синодом было зарегистрировано около 4-х тысяч разводов. К концу века население страны выросло примерно в полтора раза, а количество расторгаемых браков — в 240 раз!.. Такие-то метаморфозы происходят у нас с некогда устойчивой традиционной семьей. Место столкновения двух могучих трансконтинентальных течений создает такой водоворот, такую исполинскую воронку, такие тайфуны, циклоны и смерчи в регионе, что индивидуальные судьбы мужчин и женщин несутся и кувыркаются в них, как ничтожные, едва заметные щепочки-былиночки. Что же будет дальше в результате этого глобального коловращения?
Недавно в книге современного писателя Андрея Ильина прочел историю, поразившую меня своей простотой и одновременно жестокостью. По-моему, более яркого подтверждения поговорки о том, что благими намерениями дорога в ад вымощена, мне не встречалось. Привожу здесь эту историю полностью.
«Знал я одну девушку, самую непорочную, чистую и романтичную из всех, которых я знал. Этакую сошедшую со страниц книг Мальвину, с бантами, голубыми глазами и большим, добрым сердцем.
И вот однажды, как всегда случается в сказках, эта Мальвина встретила своего Пьеро, с еще большим сердцем и еще более голубыми глазами.
Два романтических создания нашли друг друга и припали друг к другу. Фанфары и фейерверки возвестили об их любви миру. Пели птицы и расцветали цветы. Ура!
Но вмешалась грубая, как рашпиль, жизнь. Мальвина забеременела.
Забеременела, но ничего своему возлюбленному Пьеро не сказала. Как-то не увязывалось это слово — за-бе-ре-ме-неть — с их романтической любовью.
Но потом все-таки сказала. После чего долго рыдала на плече Пьеро, и Пьеро долго плакал на ее плече, и их горючие слезы, сливаясь, текли по их щекам и капали на землю.
Так они плакали день, два, три. И о том, о чем надо было поговорить, не говорили. А говорить надо было о том, что делать дальше. Жениться им было рано, а делать аборт... Для этого это жуткое слово нужно было произнести вслух. Аборт... Ну как они, изнеженные души, могли такое сказать? Никак не могли.
И другого ничего не могли.
Отчего Пьеро потихоньку слинял. Как почти все Пьеро в подобных случаях.
Но Мальвина без помощи добрых людей не осталась. Очень хорошие, любящие ее и переживающие за нее подружки посоветовали, что нужно делать, чтобы ребенка не было. И принесли какие-то травки.
Но ребенок выйти не пожелал.
Тогда хорошие подружки обратились к своим тоже очень хорошим подружкам, пожалевшим попавшую в тяжелое положение Мальви-ну и вколовшим ей внутривенные инъекции.
Но ребенок все равно не выходил. А обращаться за помощью врачей было уже поздно.
Поздно!
И все подружки предпочли Мальвину покинуть. Хотя и плакали от сострадания к ней.
Потом Мальвину предупредили, что после тех травок и тех инъекций она родит в лучшем случае урода.
Запоздало узнавшие обо всем родители впали в истерику и сказали, что если она родит, то пусть идет на все четыре стороны, что им прижитые неизвестно от кого дети не нужны.
Закончилось все плачевно. Мальвина уехала со случайными знакомыми в какую-то глухую деревню, где родила своего ребенка. И убила своего ребенка. О чем никто не узнал. А тот, кто догадался, — молчал, чтобы не подводить девочку под статью.
Она не села в тюрьму, но приговора не миновала. Приговора самой себе. Тот, убитый ею ребенок, преследовал ее всю жизнь. Она не вышла замуж, не имела детей, ничего не имела. Многие поговаривали, что у, нее «поехала крыша».
Наверно, потому и поехала, что она была нормальной. И даже лучше — была доброй и хорошей.
Она была хорошей.
Ее возлюбленный был хороший.
Ее подружки...
А вышло вон как.
Потому что эмоции... Хорошие эмоции, добрые — любовь, жалость, сострадание... Одни только эмоции! И полное отсутствие разума.
Потому что благими намерениями вымощена дорога в ад! В ад, а не в рай!
И тот, кто желает избежать котлов с кипящей серой, тот не должен слепо доверять эмоциям, а должен думать, соображать, раскидывать мозгами... Что, конечно, труднее, чем просто так любить и просто так ненавидеть».
Культ любви породил множество социальных проблем, самая большая из них — пошатнулись устои семьи. Все эти негативные процессы происходят в христианских, так называемых цивилизованных странах, а в мусульманские страны, Индокитай, на африканский континент либо «любовная революция» еще не дошла, либо ей усиленно противостоит традиционный уклад жизни.
К концу XX века практикующие психологи и психотерапевты, не дождавшись от ученых конкретных решений любовной проблемы, сами взялись ее решать, так как все предпосылки для этого уже были. И многовековая проблема человечества стала потихоньку решаться. Было выявлено, что любовь, влюбленность и, хуже всего, болезненные окололюбовные страсти были ошибочно объединены в одно светлое понятие и усиленно возводились на пьедестал.
Вот исповедь молодой разведенной женщины, которая, несмотря на достаточно зрелый возраст и жизненный опыт, тоже попала в ловушку романтической любви.
«Наконец-то получив гражданский развод (а церковный — без вины, хотя доля вины, конечно, была — уже получен давно), наслаждалась свободой (в рамках заповедей), даже празднуя свое одиночество и подумывая, что это, может быть, мой путь, уверенная, что никогда и никого больше не пущу в свое сердце (за исключением восхищения некоторыми, как правило, недосягаемыми в смысле постоянного общения людьми), я вдруг решила, что за "страдания" и "терпение" что-то хорошее все же должно произойти, что-то вроде награды, — уже пора. Вдруг появилась надежда, что сразу же спустится с небес (словно это заслужила!) земное, семейное счастье, о котором все-таки, как оказалось, мечтала и "созрела" (уже забыв тот кошмар, отрезвивший относительно семейной жизни и реальных, повседневных отношений), готовая снова любить, заботиться, жить "для него".
И тут как раз, придя на практику в новый отдел, обратила внимание на сотрудника, с которым сталкивалась по работе давно. Тогда-то он казался мне лишь коллегой, существом среднего рода. Скажи мне кто, что за чувства я к нему буду .питать впоследствии, я бы не поверила. Хотя однажды, столкнувшись с ним по работе поближе, обратила на него внимание. Это чувство было тогда замешано на ропоте и зависти: я — в ужасном положении, а он — словно воплощение житейского благополучия, у него свой, неведомый мне мир, и так хочется туда, к нему... С тех пор отмечала его на расстоянии, что-то вроде "зрительной пассии", и вроде бы не без доли взаимности. И теперь, казалось, уже забыла о мимолетной симпатии, еще уверенная, что праздную одиночество, что я "выше всего этого" — то есть как ее там? — да, "любви", хотя, как теперь понимаю, в глубине души сознавала опасность влюбленности при новой встрече с ним.
Итак, придя в новый коллектив, я встретила свою давнюю поверхностную симпатию. Но я иду сюда только работать! (Хотя в глубине души надеялась, вернее, в мечтах уже выстроила мысленную программу, уверенная в ее счастливом конце.) А он, обычный человек, в чем-то, может быть, примитивный, с интересами, "как у большинства", неразговорчивый по натуре, стал общаться, словно искал повод заговорить, задавая общие дурацкие вопросы. Но я выше этого! Я фыркала и отстранялась, хотя уже поймала себя на том, что все время думаю о нем и хочется узнать о нем побольше, особенно в плане наличия семьи. Я подумала, а может, это он, тот самый человек, моя половина — ровный, спокойный, в отличие от бывшего мужа и объектов "симпатий на расстоянии"? Когда в коллективе начинались разговоры на "всякие такие" темы, он молчал, не смеялся пошлым шуткам или удалялся, что привлекло меня к У. Но как же я покажу свои чувства? А вдруг у него уже все устроено? Говорили, что он не женат, другие — что разведен, третьи — у него дети в школу ходят, и другое. Подруга сразу сказала: что там никаких серьезных отношений и быть не может. Просто мужикам скучно, а тут ты — новый элемент в коллективе. Но я со своей категоричностью помышляла только о серьезном, только так: черное или белое.
Я поехала на выходные в Санкт-Петербург с экскурсией. Молилась блаженной Ксении: помоги, может, это — он? Скучала дико, ждала рабочего дня с нетерпением. На работе, казалось, он не уходит и ждет повода, чтобы "случайно" уйти со мной. Но я не давала такой возможности, считая себя опять "выше того, чтобы что-то подстраивать". На собрании он сел почти рядом и все время бросал взгляды в мою сторону (а там, кроме меня, никто не сидел) и пытался заговорить. А я — опять — почти ноль внимания. Этот проклятый "негативизм", когда человек ведет себя противоположно тому, как он хотел бы (это я о себе).
И тут, словно по прошению, случайно в разговоре мелькнуло, что он женат, на следующий день — что ребенок в школу ходит. Я даже поучаствовала в этих разговорах, стараясь казаться непринужденной и веселой. Но была шокирована. Что же это было? Показалось?
Лишь дружеская симпатия с его стороны? А мои чувства зашли слишком далеко и превратились в страсть. Дошло до того, что в очередные выходные, в День Святой Троицы, стоя в храме, вместо молитвы я думала только о нем (где он и что сейчас делает). А в парке, где множество людей гуляли с детьми, в каждом мужчине с ребенком виделся У., и казалось, что там у них — загадочный, недоступный для меня мир. И поймала себя на зависти к тем, кого Господь не ведет, вернее, ведет, но не так, как меня, у которых будто все гладко и по плану — учеба, женитьба, семья, дети... Это даже не зависть, а тоска по тому, чего у меня нет. А мне приходится вымаливать то, что для большинства кажется элементарным и о чем даже не задумываются.
Познав с приходом к вере то, ради чего стоит жить, я готова была променять все на простое, житейское счастье этих мирских людей. Весь предыдущий путь представился мраком и сплошными скорбями, псевдодуховностью. Да, я считала себя выше этого, а теперь влипла сама. Что-то внутри раздирало меня. И это в День Святой Троицы! Бог оставил меня! — думалось мне. Нет, таким образом мы оставляем Его. Убивало то, что позволила себе размечтаться, влюбиться в человека, вполне земного, заурядного, а не какого-то недосягаемого; в кои-то веки захотелось всего лишь простого, земного счастья, и сразу "облом". Да, это, возможно, плотская страсть, но она зашла так далеко, что я готова была все отдать, лишь бы был рядом У, просто сидеть и смотреть на него, ради этого готова была все бросить — ни работа, ни учеба неинтересны, и сама себе не нужна: жизнь не имеет смысла. Как в детстве — лишь бы держать любимую игрушку, иметь ее и никому не давать.
На работе старалась держать себя в руках. Однако, услышав разговор У. по телефону, кажется, с женой (а вдруг с мамой?), впала в истерику и дома рыдала весь вечер. На следующий день отпросилась с работы — так стало плохо при одной мысли об этой ситуации. В такие моменты в голову лезут мысли о нашей "жизни в целом", неудавшейся, проклятой. А лукавый помогает: находятся доводы, которые складываются в логическую цепочку, и еще больше убеждаешься в своей никчемности. Фантазия работает на полную катушку. Вечером, когда мама наливала мне чай, я злилась, представляя картину: где-то сейчас У., ему жена готовит ужин... Не говоря уже про мысли о более сокровенных деталях его жизни. Хуже всего то, что в голове крутилось: а вдруг он так же страдает, но не подает виду? И в своих "мечтах" представляла его чувства, но от этого не становилось легче.
Однако надежда умирает последней: а вдруг есть шанс? А вдруг он действительно разведен? Кто-то говорил — у него лишь формальная семья. И я пыталась общаться с У. как со всеми, чтобы побольше узнать о нем. Однако в присутствии У. сердце колотилось, меня словно парализовывало, а слова не шли с языка. Со стороны я, наверно, выглядела мрачно, угрюмо, что могло его отталкивать. И У. Уже не так активно и часто заговаривал со мной и, казалось, шарахался от меня при разговоре. Может, испугался, почувствовав, что я к нему питаю (меня мог выдать взгляд и что-то в поведении)? Всякие доводы лезли в голову. Трудно понять другого человека, то, что им движет. Ведь мы пытаемся думать за других, примеряя все на себя. И я, наверное, также, взглядом и поведением когда-то искушала кого-то, не осознавая этого?
Пребывать на работе превратилось в пытку: видеть близкого и недосягаемого У., зная, что "никогда"...
Когда я поняла, что у меня два пути: или выбросить это наваждение из головы, или я заболею (подумай о маме!), то попыталась взять себя в руки. Здесь уже действовал инстинкт самосохранения. Стала изо всех сил сопротивляться с Божией помощью. Господь всегда рядом и готов помочь нам, если только мы сознательно не отталкиваем Его помощь...
Батюшка сказал: "Молитесь, чтобы Господь отнял это чувство". И процитировал одного старца: "Мы не властны над мыслями, но мы властны не вить гнезда, где они бы жили".
Сработало также задетое самолюбие: раз на меня не обращают внимания, то какой во всем смысл? И я "не отставала", максимально демонстрировала, как "не обращаю на него внимания", проходя мимо него с таким выражением лица, будто его вообще нет, пустое место. И тут гром грянул с ясного неба: я узнала, что У. переводят в другой отдел.
Я понимала, что это уже болезнь, даже если вдруг чудом окажись чувство взаимным, я не смогла бы адекватно общаться с У. И я взмолилась: "Господи, дай мне равнодушие к У.! Ничего сейчас больше не надо!" Так меня "скрутило" внутреннее обстояние, что даже об отвращении к У. просила.
Прошение почти исполнилось. Я стала трезвее смотреть на У, воспринимая его по-другому. Стало появляться ощущение неестественности, надуманности чувства, словно оно обращено не к реальному У, а к вымышленному объекту, многие черты которого додуманы. С удивлением косилась на носовой платок, пропитанный слезами безысходности и отчаяния. А ведь рыдала так, словно оплакивала умершего. Исповедовалась и причастилась. Заказала молебен святым мученикам Киприану и Иустине. И как будто случайно в проповеди батюшка сказал, что "порой нам кажется, что святость — это что-то серое, скучное, неинтересное, как и хождение в церковь, а мирские интересы и страсти — заманчивые, яркие, красивые". Я поняла, что мы, часто не удовлетворенные жизнью, жалеем себя и придумываем кумиров, наделяя их желаемыми свойствами; изобретаем скорби, не имея никаких причин к тому, искусственно подстраивая события и чувства (здесь — желание любить и быть любимым) под собственные фантазии.
Оставалось четыре дня. Да, говорила я себе: опыт есть, время лечит. Накачавшись валерьянкой, доходила оставшиеся три дня на работу, стараясь не сталкиваться с У, но надежда теплилась и теперь. Такая вот драма! Но все же удивлялась своему спокойствию, когда после прощального банкета, сказав обычное формальное "до свидания", "мой" У. спокойно ушел, словно завтра придет снова на работу. Ушел к своим делам, к жене, наверное; готовиться к поездке в отпуск, а из моей жизни ушел навсегда. Но опять поразительное спокойствие. Только дома дала волю своим чувствам, осознав вполне свою безысходность. Надуманную?..
До сих пор одна моя половина скучает и надеется, подкрепляемая, наверно, внушениями от лукавого, а другая — понимает, что причина — во мне самой, что все это не о нем.
И все-таки где-то в глубине не оставляет надежда и мысль: "Когда-нибудь будет еще шанс. Все еще кажется, что У. тоже где-то сидит и вспоминает меня. Очень хочется в это верить".
Но для чего все это было попущено Богом? Наверное для того, чтобы я отказалась от своей самонадеянности. Я была уверена, что смогу своими силами противостоять симпатии к женатому человеку, часто давая советы по этому же поводу безнадежно влюбленным знакомым: "Да что ты, не стоит того, — это лишь болезнь, "прилепление к земной твари", как выразился когда-то один батюшка о моей давней неразделенной любви".
Недавно одна сотрудница во время чаепития, сопровождаемого обычными пересудами, вскользь упомянула об У: "Да что ты, он же разведен". И опять закрутилось в голове: "А вдруг? Только когда?"»
Психологи предлагают несколько методов исцеления от безответной любви:
1. Даже при счастливой взаимности соблюдайте правильную дистанцию. Крайне опасно (и вредно для самой любви) пытаться разделить все без остатка: мечты, досуг, деньги, работу, тайные желания — и замкнуться друг на друге. У каждого должен оставаться собственный круг общения. Нужно питать свою любовь, а не питаться ею.
Если вам не удалось избежать концентрации на одном чувстве, используйте прием, рекомендованный еще Овидием в поэме «Лекарство от любви». Раскидайте костер. Заставьте психику заниматься различными проблемами. Многие сильные люди заваливали себя работой, спасаясь от сердечного горя, но и этого мало: нужно найти и новый круг людей, и новое занятие (курсы вождения, дельтопланеризм — все равно) и продумать свой отпуск и выходные, чтобы не сидеть без дела. Занимайтесь чьей-то проблемой, помогайте ближним. Разбросав таким образом головешки костра, вы скоро почувствуете, что порознь они гаснут.
2. Одним из быстродействующих средств для исцеления от духовного недуга является физическая активность. Это сильное и быстродействующее средство особенно важно в первые дни расставания. Сильная физическая нагрузка снижает любой стресс. Это химическая реакция: из организма вместе с потом выходит адреналин (ощущение тоски и безысходности) и норадреналин (ощущение гнева и враждебности). Полезен также массаж, баня, обливание холодной водой, морские и воздушные ванны. Больше движения и минуты релаксации. Полезно сменить рацион. Отказаться от острой, жирной, сладкой пищи, от любого алкоголя, ввести вегетарианскую диету. Еще надежнее — строгий пост, который тормозит обменные процессы и снижает энергетическое напряжение.
3. Один из методов Дейла Карнеги сформулирован так: если вам достался лимон, сделайте из него лимонад. Энергия любви может быть направлена не на саморазрушение, а на созидание. В истории немало примеров, когда, спасаясь делом, отверженный влюбленный в конце концов просто поднялся выше своих переживаний и человека, который их вызвал. Французский композитор Гектор Берлиоз несколько лет добивался любви ирландской актрисы Генриетты Смитсон и, наконец, направил всю силу своего чувства на написание гениальной «Фантастической симфонии». Водной из частей Берлиоз изобразил отвергнувшую его женщину отвратительной предводительницей ведьм на шабаше. Биографы свидетельствуют о том, что, закончив симфонию, композитор вдруг почувствовал, как избавился от мучительного наваждения безответной любви.
4. Нужно развенчать свой идол. Любят всегда одновременно и человека, и идеализированный образ, созданный на его основе. Используя это свойство любви, Лопе де Вега в комедии «Собака на сене» предлагает: «Хотите я подам совет? Уверен, он поможет делу. Вы вспоминайте недостатки, не прелести. Старайтесь в памяти носить ее изъян!»
5. Накопившуюся боль нужно выплеснуть, поэтому не замыкайтесь в себе. Вы можете рассказать все близкому человеку: спрашивая совет, прикрываясь чужим именем или откровенно говоря о своей беде — не имеет значения. Психология называет это «отрегулировать эмоции».
Один из традиционных приемов психотерапии — письменно фиксировать свои проблемы и навязчивые идеи. Это сильное лекарство, которое помогает даже психически больным, может спасти и вас: не жалейте времени вести дневник. Особенно хорошо, если кроме своих переживаний вам удастся закреплять на бумаге анализ и возможные выходы из ситуации.
6. Один из универсальных приемов закреплен в русском фольклоре поговоркой: «Клин клином вышибают». Если вам удастся полюбить другого человека, то проблема практически решится или, по крайней мере, не будет такой острой.
7. Если у вас есть возможность, можно обратиться к специалисту-психологу, психотерапевту, консультанту по семейным проблемам: борьба с душевной катастрофой должна вестись профессионально и индивидуально. Однако существует около 20 приемов психологической самозащиты, которыми человек и сам в состоянии воспользоваться. Кроме тех, что уже были упомянуты, добавим еще три:
а) лиса и виноград. В басне Эзопа лиса избавляется от психологического напряжения из-за невозможности достать виноград рассудочным способом: она убеждает себя, что виноград еще зелен, не очень-то ей и хотелось и т. д.
б) бывает и хуже. Рассмотрение несчастий других людей часто убеждает нас, что собственные беды можно терпеть
в) создание невыносимых условий. В старом анекдоте в ответ на жалобы соседа на тесноту, мудрый человек посоветовал ему купить козла. Когда через некоторое время тот взмолился, что стало еще хуже, мудрец посоветовал продать козла и тем сильно облегчить свою жизнь.
Возможно, у вас возник вопрос: зачем нужно было на страницах этой книги, адресованной тем, кто давно вышел из возраста Джульетты и поклонниц группы «Иванушки интернэшнл», так подробно рассказывать о влюбленности и страсти? На это я отвечу цитатой, принадлежащей перу выдающегося русского публициста конца XIX — начала XX века Михаила Меньшикова: «Сама по себе любовная страсть не заслуживала бы большого внимания. <...> Но как страсть, и самая жадная из страстей, она слишком расстраивает счастье, чтобы не бороться с нею со всею энергиею, на которую способна совесть».
17697 |
Валентин Лебедев Валентин Лебедев. «Стань счастливой». М, 2008. |
Ваши отзывы |
Спасибо огромное за статью. Недавно сама была жертвой влюбленности с которой с большим трудом, надеюсь, справилась. Я остановилась у черты, хотя так хотелось бы переступить ее на один вечер с ним и вернуться обратно.
Анюта , возраст: 40 / 31.01.2009
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Истинная любовь (Философ Иван Ильин)
Что такое любовь (Валерий Духанин)
Встретить свою любовь (Лиза)
Дождись любимого! (Ирина Лебедева )
Любовь – это когда ты любишь человека с его недостатками (Художник Ольга Мотовилова-Комова)
Можно ли вступить в брак по любви? (Священник Илия Шугаев)
«Стерпится – слюбится» – это самое зерно любви (Писатель Максим Яковлев)
Любовная зависимость (Психолог Марина Морозова)
Настоящая любовь это не то, что принято так называть (Дмитрий Семеник)