Кто такие Пётр и Феврония? (альтернатива Валентинову дню)
Все мы хотя бы краем уха слышали о Дне святого Валентина, иначе называемом Днём всех влюбленных. Традиция отмечать этот праздник пришла к нам из католического Запада, и мы на удивление быстро привыкли к ней. Удивление это скорее неприятно – ведь в дореволюционной России были свои святые, покровители не влюбленных, но любящих – Пётр и Феврония Муромские. Супруги, которые смогли пронести свои любовь, преданность и верность друг другу через всю свою жизнь, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю. Они умерли в один день и были похоронены вместе. Именно этим святым молились наши прабабушки и прадедушки, прося благословения на вступление в брак и укрепления того, что мы сегодня цинично называем "ячейкой общества". Пожалуй, сегодня большую часть читателей Повести о Петре и Февронии являются студенты-филологи, а дата 8 июля – день кончины этих святых известен ещё меньшему числу мирян... Может быть именно поэтому сегодня семьи распадаются почти так же быстро и часто, как и создаются? О том, что значил раньше и какую роль должен играть сегодня этот праздник в жизни русского человека, о молодёжи, о нравственности и о современном обществе мы беседуем с отцом Олегом Кириченко, священником церкви Иоанна Предтечи в Волгограде.
– Отец Олег, скажите: насколько это значимый праздник для русского человека и в чём его отличие от аналогичного ему дня Святого Валентина?
– Жизнь святых Петра и Февронии – это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке. Ведь в браке главное единомыслие, духовный стержень. К сожалению, должен констатировать, что сегодня часто соединяются пары, влекомые исключительно плотским инстинктом, который почему-то громко именуют любовью. Однако пройдет какое-то время, и если этого духовного стержня не было, то брак не будет счастливым. Петр и Феврония такой стержень в своей жизни продемонстрировали. Они любили друг друга любовью светлой, чистой, бескорыстной любовью, наполненной глубиной и необыкновенным духовным содержанием. Русь не даром называют святой – не потому, что здесь жили святые, а потому что русский человек не делает ничего на половину – "если грешить, так грешить, если молиться – так молиться, если каяться – так каяться". В этой поговорке как раз заключено главное качество русского человека – стремление к максимализму во всём.
День же святого Валентина – праздник, который пришел к нам извне. Он совершенно чужд нам по духу и к тому же не имеет никакого отношения к реальной истории этого великомученика, который прославился вовсе не венчанием двух влюбленных, а тем, что предпочел смерть поклонению идолам.
Современная цивилизация, как правило, поощряет все языческое. Культ плоти, культ тела, процветающий сегодня, как раз характерен для язычества и прямо противоположен ценностям христианским. Но обществу подается то, что им, обществом, востребованно.
– И День святого Валентина, и день святых Петра и Февронии – это дни смерти. Насколько это правильно – праздновать такое мрачное событие, как смерть?
– Вспоминаю советское время, которое Вы не застали. Тогда тоже было принято праздновать день смерти Ленина, пока вдруг в чью-то голову не пришел подобный вопрос, и тогда всё поменяли. На самом деле человек, который так говорит, не обладает религиозным сознанием. Ведь смерть на самом деле – это переход из одного мира в другой. Переход всегда сопровождается криком, болью и плачем. Если вспомнить мучеников, претерпевших мучения во имя Христа, то все они погибли страшной смертью. Но день их смерти в религиозном, христианском понимании всё равно праздник – праздник людей, которых мы называем Победоносцами.
– Какие традиции были связаны с Днём Петра и Февронии в прошлом и как, на Ваш взгляд, его нужно отмечать сегодня?
– Тогда было немного другое общество, немного другие традиции. В этот день супружеские пары старались вместе причащаться, испрашивали благословения и покровительства Петра и Февронии. Видите, сегодня мы расцерковлены, и поэтому о церковных правилах говорить не приходится. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы появлялись новые традиции, адекватные современной ситуации. Ничего нового изобретать не надо. Хорошо бы, чтобы в этот день супруг хотя бы просто поздравил, подарил цветы своей подруге жизни, сказал слова любви, благодарности, признательности... И семейным, и пока еще не женатым парам достаточно просто провести день вместе, отметить это событие так, как мы отмечаем все остальные праздники – дни рождения и годовщины. Как его отмечать – это каждый должен решать для себя сам – в разумных, конечно, пределах. Но этот праздник обязательно должен вновь стать традицией – в первую очередь как альтернатива Дню святого Валентина.
– Вам в Вашей повседневной деятельности наверняка приходится сталкиваться с молодежью и её проблемами. Что волнует сегодняшняя молодежь?
– Вопросы разные, особенно у парней. У девушек же в основном проблемы личного характера, и они очень много размышляют на эти темы, сильно переживают все свои неудачи. Вообще молодёжь бывает разная. Та её часть, которая собирается в подъездах и устраивает безобразия – крикливая, шумная, невоспитанная – нельзя сказать, что её больше. Просто она кажется более заметной в силу своей агрессивности и того, что слишком громко заявляет о себе. Но есть другая молодежь. Если побываете на воскресном богослужении, то вам будет трудно сказать, кого больше в храме – представителей старшего поколения или всё-таки молодежи. В последнее время всё больше и больше приходит в храм молодых людей 15-17 лет. Их искренность поражает. Пожилые люди не могут каяться так, как молодые. Может, они и не всё делают так, как надо, но ведь это всё наживное. Главное то, что в душе молодёжи – по крайней мере, той молодёжи, что приходит в храм, есть глубина, чистота – и жажда чистоты. И я убеждён в том, что такой молодежи не меньше, чем тех, кто безобразничает.
4908 |
"Вечерний Волгоград" |
Ваши отзывы |
Прекрасная статья!!!
Марина , возраст: 13 / 04.04.2009
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Валентинов день: Что прячется под мантией святого Валентина? (Психолог Сергей Саратовский)
Валентинов день и другие дни анти-любви (Психолог Людмила Ермакова)
«День святого Валентина»? (Иерей Сергий Матюшин )
В России должен отмечаться свой день любящих сердец (а не Валентинов день)
Что такое «День святого Валентина?» (Священник Андрей Дудченко )
Церковь не отмечает "Валентинов день"
«День всех влюбленных» стал днем скотства (Священник Андрей Канев)